Украинские Национальные Новости
информационное агентство
Осведомленность граждан объединяет страну
пятница, 15 декабря 2017 18:35
Публикации: Экономика

Г.Романенко: Реформы в ГФС встретили колоссальное сопротивление

Г.Романенко: Реформы в ГФС встретили колоссальное сопротивление

Эксперт по таможенным вопросам Геннадий Романенко

О работе советника в Госфискальной службе

Как построить качественную работу таможенного направления в Государственной фискальной службе, удалось ли ликвидировать прежние схемы контрабанды, и как система сопротивляется очистке. Об этом в интервью изданию Апостроф рассказал бывший внештатный советник главы ГФС Геннадий Романенко, сообщает УНН.

- Первый вопрос - почему вы работали внештатным советником?

- Когда меня приглашали консультировать по вопросам таможни, прежде всего, обратили внимание на мой опыт. Четыре месяца назад меня пригласили с целью помочь разобраться в сложившейся ситуации на таможне. Я помог, чем смог, и сейчас я уже не внештатный советник, моя задача выполнена. В таможенных органах я с 1997 года, где прошел путь от рядового инспектора до начальника нескольких крупных таможен. За свою профессиональную карьеру работал в 8-ми ключевых регионах страны до 2014 года. Поэтому знаком со спецификой работы всей таможенной системы Украины. Меня приглашали для выполнения конкретной задачи - помочь распутать контрабандные схемы, которые выстроились на таможне до назначения нового председателя ГФС.

- И каков результат?

- Моя функция, как эксперта, заключалась в консультациях и предложениях. Главная задача, которая стояла перед ведомством и которую решала новая команда, - стабилизировать ситуацию на таможенном направлении. Я считаю, что им это удалось сделать, несмотря на полное бездействие господина Ликарчука, который отвечал за это направление.

- А почему ее нужно было стабилизировать? Она была в кризисном состоянии?

- Да, ситуация была критической. В каждом регионе шли свои процессы, на которые у государства по разным причинам не было возможности эффективно влиять. То есть мы обратили внимание на потерю управлением процессами на местах.

- То есть фактически существовали удельные княжества?

- Можно сказать и так. И многих это устраивало. Но так не должно быть. Потому что в этой ситуации как раз и выстраиваются различные контрабандные схемы. Конечно, кому-то на региональном уровне это удобно. Таможенная и налоговая служба должны быть единственной структурой, которая работает под единым центральным управлением, по крайней мере на этом этапе развития нашего государства. Должна быть четкая вертикаль. Обеспечить эффективное и стабильное наполнение государственного бюджета другим путем невозможно. Их просто не существует.

- Эти региональные князья достаточно состоятельные и влиятельные. Они так просто отказались от своих полномочий в пользу государства?

- Совсем не просто. Сопротивление было сумасшедшим, он и до сих пор существует. Люди не хотят терять региональное влияние на таможню, они идут на все, чтобы сохранить прежние правила игры, которые обогащают только этих местных князьков, а не идут на пользу украинскому народу. К сожалению, с помощью киевских покровителей они били везде, где могли, в том числе и в СМИ. Но не ругают и не пытаются очернить только того, кто ничего не делает и никому не мешает. Так что это и можно считать критерием и оценкой работы.

- Если мы говорим о критике, то 7 сентября уволен заместитель главы ГФС Ликарчука, и он сразу начал активно разоблачать работу службы. Почему его вообще уволили?

- Это решение Кабинета министров, поэтому с моей стороны не совсем корректно его комментировать. Но господин Ликарчук был и продолжает оставаться очень далеким от понимания работы той же таможни. На этой должности это был случайный человек, который на своем увольнении пытается заработать хотя бы политические дивиденды. Манипулирует вырванными из контекста цифрами, заменяет понятия. При этом, постоянно слышим жалобы, что ему кто-то и что-то мешал, мешает, начиная от Романенко и заканчивая МВФ. Я еще скажу по-другому: если бы этого человека на этой должности не было бы вообще, то результаты работы ведомства за эти 4 месяца были бы в разы лучше. Эту должность должен возглавить профессиональный и честный таможенник. Дважды этот пост возглавляли не кадровые таможенники, и дважды это заканчивалось фиаско.

- Он настаивал на разделении налоговой и таможни, в этом есть смысл?

- Я против разделения. Это должна быть единая структура.

Таможенная и налоговая службы должны совместно решать фискальные задачи. Приведу пример - до сих пор существует практика отдельной регистрации бизнеса в налоговой и аккредитации на таможне. Разве это правильно? Нужно ликвидировать эти лишние сложности для предпринимателей. На региональном уровне эти структуры до сих пор разделены. Я считаю, что это неправильно. Совместная работа налоговой и таможенной структур в фискальном секторе на региональном уровне быстро даст положительный результат, как для государства, так и для бизнеса. Позволит закончить с махинациями при декларировании стоимости товаров, поскольку будет видна вся коммерческая цепочка перемещения товаров - от пересечения границы и до получения чека при продаже. Не уплатил при растаможивании - заплатишь при продаже путем уплаты налога на прибыль. Посмотрите, кто против этого процесса? 99% тех, кто против, являются представителями так называемых фирм-однодневок, создаваемых чтобы пропустить через себя импортный товар по разным "противозаконным схемам", когда товар, прежде чем попасть к покупателю, проходит через так называемые налоговые ямы, при этом, сами фирмы оформляют этот товар на лиц без определенного места жительства, с которых и спросить ничего. Те же, кто работает честно, те поддерживают объединение. Но нужно учитывать, что таможенники на пункте пропуска через границу выполняют, в том числе, и другие очень важные для государства функции. И этому сегменту работы таможни нужно уделить особое внимание. Также нужно оставить все таможенные атрибуты, отдельный профсоюз, целесообразно восстановить профессиональный праздник - День таможенной службы Украины.

Борьба со схемами идет очень жесткая, просто очень редко процесс выходит в информационное пространство. Но иногда ликвидация контрабандной цепочки приводит к серьезным конфликтам - как это было в Закарпатье. Все увидели только финал конфликта, а предысторию мало кто знает.

- Что является главным фактором для организации качественной работы таможенной службы?

- То же, что и для любой другой службы. Но в таможне исключительно - особую роль играет человеческий фактор. Здесь больше полномочий и выше есть ответственность за принятие решений. Нужны грамотные, ответственные люди, для которых совесть - не просто слово. Если проблема с кадрами, самые лучшие законы не помогут - их будут обходить и нарушать. Главный вопрос - вопрос силы воли и совести. Изменили кадры и различные схемы, которые работали, сейчас работать перестали. Многое можно остановить волевым решением. Профессионализм и ответственность - вот ключевые качества, которые необходимы для успешной работы.

Поэтому реформировать ГФС в таможенной части на данном этапе нужно, опираясь на действующих порядочных и профессиональных таможенников, несмотря на ярлыки, которые на них начинают вешать сразу после назначения на должность. Потому что часто получается так, что до назначения никто не знал о человеке, а на следующий день о нем пишут множество различных обвинений.

Бывает, что у отдельных персонажей демагогия просто зашкаливает - одни присвоили себе право, хотя никогда не видели человека предварительно, оценивать его на основании анекдотов, подслушанных на рынке, другие найдя, простите, в помойке какие-то бумажки подают их как чье-то особое мнение. Это тоже форма сопротивления системы реформам.

Вместе с тем, параллельно готовить новых таможенных специалистов и управленцев, но необходимо, учитывать, что только целый год уходит на подготовку рядового инспектора с высшим образованием, это будет не быстрый процесс. Это как в медицине - нельзя прийти без соответствующей подготовки и сделать операцию, пусть и с помощью суперкомпьютера. Захотите ли Вы, чтобы Вас оперировал врач с 4-месячным опытом работы? Конечно, нет. Поэтому и не следует на таможне проводить необдуманные эксперименты.

- Многие говорили о создании единых пунктов пропуска, на которых совместно работают украинские и иностранные таможенники и пограничники. Как идет этот процесс?

- Для этого нужен межгосударственный договор. Насколько я знаю, работа в этом направлении активно ведется. Хотелось бы, чтобы эта работа была завершена как можно быстрее, и вся западная граница, в основном это страны Евросоюза, получили совместные пункты пропуска. В большинстве случаев партнеры поддерживают это, но каждый случай индивидуален. Нужно проводить переговоры и принимать решения. Это эффективно в борьбе с контрабандой, в борьбе с коррупционными схемами и это будет очень удобно для граждан, пересекающих границу.

- Что сегодня в основном ввозят и вывозят из Украины незаконным путем?

- Один из самых распространенных видов контрабанды сегодня - подакцизные товары, например, сигареты. У нас пачка стоит менее 1 евро, а в Италии пять евро. То есть, даже продавая по три евро за пачку, эти люди получают огромную прибыль. И, чтобы не платить пошлину за ввоз, ищут обходные пути. У нас сейчас нет уголовной ответственности за контрабанду подакцизных товаров, и я считаю, что ее следует вернуть. К нам под видом других дешевых товаров пытаются провезти обувь, одежду и другие товары.

- Ваши оппоненты часто заявляют, что вы попадаете под люстрацию. Как вы это прокомментируете?

- Что касается меня, то я уволился из таможенных органов по собственному желанию и не являюсь люстрированным чиновником. Но, в целом, даже в случае люстрации, это не лишает любого человека его конституционных прав, не запрещает заниматься общественной работой, политической деятельностью, консультировать, помогать, заходить в помещения органов государственной власти. Люстрация - это не запрет служить и быть полезным своей стране и своему народу.

Источник: УНН
Подписывайтесь на наш Telegram-канал аудиновостей и слушайте новости УНН каждый час
Новости по теме
загрузка...
Погода, Новости, загрузка...