Украинские Национальные Новости
информационное агентство
Осведомленность граждан объединяет страну
воскресенье, 23 июля 2017 г.5:10
Новости: Политика

В Украине проблемы с отходами решают только на бумаге - С.Тригубенко

В Украине проблемы с отходами решают только на бумаге - С.Тригубенко

КИЕВ. 9 сентября. УНН. Ситуация в сфере обращения и утилизации отходов в Украине катастрофическая. Почти 95% твердых бытовых отходов вместо утилизации хранят на свалках, в большинстве случаев - на стихийных. Комплексный учет опасных отходов, хранящихся на территории страны, вообще отсутствует, а государственные органы фактически лишены возможности контролировать эту сферу. Решение всех указанных проблем лежит исключительно в плоскости законодательных изменений и адаптации отечественного законодательства к стандартам ЕС. Вместо этого происходит "перекладывание бумажек" и имитация бурной деятельности. Об этом в интервью УНН рассказал народный депутат, глава подкомитета по вопросам государственной политики в сфере обращения с отходами комитета Верховной Рады по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы Сергей Тригубенко.

В Министерстве экологии и природных ресурсов анонсировали появление национальной стратегии обращения с отходами, правда, только в декабре, но все-таки, как этот документ может изменить существующую ситуацию?

Что такое Стратегия? Во-первых, это должен быть всеобъемлющий документ, который максимально приблизит нас к комплексному решению вопроса. Однако, когда Стратегия будет разработана, то, по сути, мы только начнем работу по решению вопросов, потому что понадобится разработать и принять множество нормативных актов на ее выполнение.

Я считаю, что ни времени, ни морального права ждать до декабря только очередных программных документов мы не имеем. За предыдущие годы Министерством и Кабинетом министров разрабатывались и Программы и Стратегии. Где результат? Отсутствует. То ума не хватило, то министр изменился, то денег не хватило...

Когда можно ожидать законодательных изменений в сфере отходов, учитывая позицию министра повременить с этим вопросом до декабря? Можно рассчитывать, что парламент все-таки примет необходимые законопроекты до конца года?

В настоящее время в парламенте уже зарегистрирован ряд законодательных инициатив, быстрое рассмотрение которых и принятие даст начало системным сдвигам в сфере отходов.

Остается только потянуть за ниточку этого клубка проблем и вы увидите, что подключится и бизнес, и общественность, которые будут понимать четкие правила, закрепленные законами. Я считаю, что парламент в состоянии принять ряд актов в ближайшие месяцы. Нужна консолидированная работа депутатов, фракций, общественности и, конечно же, министерства.

Какова ситуация в сфере опасных отходов?

Ситуация с опасными отходами опасна. Простите за тавтологию, но это действительно так. Чуть ли не каждую неделю вытекают какие-то "находки", я получаю информацию постоянно. Ртутные лампы, бочки из-под пестицидов, агрохимикаты, неидентифицированные вещества рядом с нами в лесопосадках, на окраинах городов и поселков...

А взамен Министерство принимает новые акты, регулирующие эту деятельность, фактически снимая ответственность за обращение с опасными отходами.

Отсутствуют жесткие условия для проведения такой деятельности и отсутствует ответственность за ее нарушение. Во-первых, необходимо хотя бы пересмотреть те лицензионные условия, которые они утвердили в июле, во-вторых, подключить силы Госэкоинспекции совместно с другими структурами.

Будет Ваш подкомитет инициировать рассмотрение проблемных вопросов в сфере отходов?

Обязательно. Я анонсировал это еще до начала сессии. Сейчас пройдет первая пленарная неделя, мы будем четко понимать ситуацию, и в комитете будет проведено заседание подкомитета, председателем которого я являюсь, с депутатами и всеми, кто заинтересован в законодательных инициативах по обращению с опасными отходами.

Во время последнего заседания комитета по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы рассматривался законопроект №4028 "Об упаковке и отходах упаковки". Как вы расцениваете эту законодательную инициативу?

Да, действительно, у нас была дискуссия по этому законопроекту. Документ авторами неоднократно дорабатывался и во время заседания комитета мы действительно увидели совсем другой документ, чем он был в начале.

Законопроект, по моему мнению, максимально приближен к Директиве ЕС об упаковке. Однако, несмотря на это, решением комитета был направлен снова на доработку. Существует несколько слабых моментов в законопроекте: как всегда - момент ответственности за движение средств, которые будут вносить участники рынка за утилизацию тары и упаковки. И во-вторых, деятельность и слаженная работа контролирующих органов, а именно - Министерства, Госэкоинспекции, Санэпидслужбы.

Этот процесс также несовершенен в проекте акта и выписан нечетко. Суммы штрафов за нарушение норм законопроекта тоже в наших реалиях символические и предоставляют пространство для злоупотреблений. Ситуация снова будет выглядеть как и сейчас: проще заплатить 1 000 необлагаемых минимумов штрафа, а что такое для крупной компании, например, сумма в 17 тыс. грн, чем вкладывать деньги в экологию.

Несколько слов о раздельном сборе мусора. Именно это является основой для эффективной утилизации, отсортированный мусор значительно удешевляет этот процесс. Поэтому, желательно было бы, чтобы авторы усилили этот момент в законопроекте и предоставили более четкий механизм и рычаги для внедрения системы раздельного сбора мусора населением.

Также 7 сентября состоялась встреча по отходам в представительстве ЕБРР с участием министра. Как Вы оцениваете это событие?

Да, действительно, 7 сентября 2016 г. Европейский банк реконструкции и развития представил презентацию начала разработки Национальной стратегии управления, как выяснилось, муниципальными отходами, желая объединить усилия европейских консультантов, нескольких министерств (Минэкологии, Минэкономразвития и Минрегиона), общественности, бизнеса и надеюсь, что и комитета Верховной Рады Украины по экологической политике, природопользованию и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы.

Это хорошо, инициатива важна, однако, что предусматривает эта Стратегия конкретно? Мы будем заниматься только бытовым мусором, тогда как существуют проблемы с опасными отходами, другими видами отходов?

Реализация любой стратегии - длительный во времени процесс и имеет много рисков. Как будет восприниматься в обществе и в органах государственной власти, учитывая реалии жизни: финансовые, экономические? Какие результаты мы ожидаем? Опять бумажный отчет и средства международных доноров, потраченные на очередное исследование?

Я бы сделал акцент на том, что если и прописывать стратегию, то она должна строиться на балансе интересов всех участников этих отношений с использованием лучшего европейского опыта в этой сфере, охватывать всю проблему в комплексе, а не только один сегмент. По моему мнению, целесообразно принять во внимание имеющиеся законодательные инициативы, которые уже на этом этапе, при их принятии, предлагают решение проблемы, и двигаться параллельно, не притормаживая друг друга.

Напомним, в Верховной Раде Украины зарегистрирован законопроект "Об отходах" (№4838), целью которого является адаптация отечественного экологического законодательства к нормам и стандартам ЕС.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что Украина, подписав Соглашение об ассоциации с ЕС, взяла на себя обязательства внедрить положения европейских директив №2008/98/ЕС "Об отходах и отмене некоторых директив" и №1999/31/ЕС "О захоронения отходов" в национальное законодательство в течение четко определенных сроков.

Поэтому, проектом закона предусматривается создание правовых предпосылок для защиты окружающей среды и здоровья людей путем предотвращения или снижения негативных последствий образования отходов и обращения с ними, а также уменьшение общего воздействия использования ресурсов и повышения эффективности такого использования, расширение вторичного использования ресурсов и системы утилизации.

Законопроект также учитывает "больной вопрос" отечественных экологов по поводу контроля за предприятиями, которые осуществляют утилизацию опасных отходов в стране.

В частности, законопроект предусматривает получение лицензии и осуществление хозяйственной деятельности по обращению с опасными отходами при условии владения или ином законном основании материально-технической базы (оборудования, в том числе специальное; установки, в том числе передвижные мобильные; специально оборудованные транспортные средства, соответствует техническим требованиям, установленным территориальным органом исполнительной власти, который формирует государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды).

Достоверность наличия необходимой материально-технической базы должна быть подтверждена документами, подтверждающими законность приобретения такого права и актом проверки достоверности предоставленной информации до момента выдачи лицензии, а не после.

Как ранее сообщал УНН, сейчас лицензии утилизаторам опасных отходов предоставляются в Минэкологии без проведения проверок на наличие необходимого оборудования и мощностей. Поэтому экологи обвиняют власть в том, что лицензии выдаются вслепую. В результате, большинство утилизаторов не имеют возможностей обезвредить ядовитые вещества и в лучшем случае их хранят в ангарах, в худшем - сбрасывают на стихийные свалки, отравляя подземные воды и почву.

Источник: УНН
Видео
загрузка...
Погода, Новости, загрузка...
Популярные новости