Украинские Национальные Новости
информационное агентство
Осведомленность граждан объединяет страну
четверг, 08 декабря 2016 04:11
youtube
Публикации: Экономика

ГФС: Быть или не быть розничному акцизу на топливо?

ГФС: Быть или не быть розничному акцизу на топливо?

КИЕВ. 17 октября. УНН. В сентябре этого года Государственная фискальная служба (ГФС) опубликовала на своем сайте законопроект "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины", который предусматривает отмену акциза по розничной реализации нефтепродуктов и включение его ставки в основной акциза на бензин, ДТ и сжиженный газ. Сейчас указанный законопроект предложен для общественного обсуждения перед его вынесением на рассмотрение правительства и Верховной Рады.

Законопроектом, в частности, предлагается перенос ставки розничного акциза на топливо в размере - 42 евро / т. к основному налога.

УНН решил пообщаться с директором департамента налогов и сборов с юридических лиц ГФС Алексеем Лишенко относительно механизма отмены розничного акциза, целесообразности такого шага и ожидаемых результатов.

Алексей Григорьевич, когда впервые был поднят вопрос уплаты и контроля розничного акциза и что предшествовало идеи упростить администрирование акцизного налога с реализации горючего?

- Вопрос контроля за уплатой розничного акциза - не является новым в 2016 году. Этот вопрос поднимался еще в 2015 году с момента введения 5% акцизного налога. По результатам анализа взимания этого налога мы обнаружили, что ряд плательщиков, используя недостатки законодательных норм, например, неоднозначность механизма определения реализации топлива в коммерческих целях, не платило этот 5% акцизный налог. В конце 2015 года, когда проблема тенизации рынка розничной торговли горючим в очередной раз была поднята - на законодательном уровне были внесены определенные изменения. В частности ставку 5% акцизного налога было заменено на 0,42 евроцента с 1 литра горючего и была введена система электронного администрирования реализации топлива (СЕАРП).

Благодаря этой системе мы можем отслеживать цепочку поставок топлива от производителя-импортера до конечной АЗС. На сегодня в СЕАРП зарегистрировано около 17 тыс. точек розничной продажи топлива. Однако выявить факт реализации топлива без кассового аппарата мы можем только во время проведения фактической проверки. Провести проверки всех 17 тыс. Объектов мы просто объективно не можем.

По результатам совместных совещаний с бизнесом, в том числе и в Министерстве финансов -в середине августа мы предложили Минфину все-таки поддержать предложения бизнеса и повысить основную ставку акцизного налога, при этом не взимать налог с розничных продаж.

Решен ли вопрос поддержки местных бюджетов в случае отмены розничного акциза на топливо и объединения с основным акцизом?

- Действительно, если с одной стороны мы упрощаем администрирования акцизного налога, он  и нам и плательщикам становится понятным, то с другой стороны возникает вопрос, каким образом поддержать местные бюджеты. Нельзя однозначно сказать, что вопрос поддержки местных бюджетов в условиях действующего законодательства решен. К примеру: есть два села, в одном селе есть АЗС, а в другом нет. Машины жителей обоих сел заправляются на одной АЗС, и получается, что тот акцизный налог, уплачиваемый АЗС по результатам месячного декларирования поступает в бюджет одного села. А в бюджет другого села он не попадает, хотя фактически люди, которые ездят на автомобилях и проживают в другом селе заправляются на этой же АЗС. Было бы наверное логично определить какой-то механизм, чтобы оба села находились в равных условиях. Ведь фактически жители, проживающие и там и там - платят этот акцизный налог, когда покупают топливо. Однако вопрос межбюджетных отношений - это компетенция Минфина.

Законопроектом предлагается повысить размер пруды основного налога на горючее, в частности, бензины, дизельное топливо и сжиженный газ на уровне - 42 евро / т, почему предлагается именно 42 евро / т?

- На сегодня Налоговым кодексом установлена ​​ставка акциза по розничной продаже топлива 0,42 евро за литр. По нашим подсчетам, если основную ставку акцизного налога увеличить, например, на 42 евро за тысячу литров, то в бюджет дополнительно поступит по году около 5 млрд грн. Не весь бизнес поддерживает увеличение ставки на 42 евро, но решение за Минфином, как органом формирует налоговую политику, и Верховной Радой.

Определены сегодня механизм распределения налогов, в случае объединения основного и розничного? Чья это компетенция?

- Распределение налогов между бюджетами это компетенция Минфина. Если отменить акцизный налог с розничных продаж и увеличить основную ставку акцизного налога, который полностью зачисляется в общий фонд государственного бюджета, то логично предположить механизм поддержки местных бюджетов, чтобы они не потеряли эти средства. Вариантов перераспределения налогов между бюджетами может быть множество, но для определения механизма такого перераспределения необходимо изменить Бюджетный кодекс.
Например, для поддержки местных бюджетов должен быть механизм или распределения части налога пропорционально населению, или пропорционально зарегистрированным транспортным средствам у жителей соответствующих регионов - чтобы соответствующие суммы акциза поступили в местные бюджеты.

К слову, за 7 месяцев этого года в местные бюджеты в целом было задекларировано и уплачено 6,7 млрд. грн. налога с розничных продаж подакцизных товаров, в т.ч. с топлива - 4,2 млрд. грн. Это существенно для местных бюджетов.

Над чем конкретно в этом направлении ГФС сегодня работает? Что в компетенции ГФС?

- Мы сконцентрировали внимание на аналитической и контрольно-проверочной работе. Аналитическая работа, сопоставление данных налоговых накладных, акцизных накладных, сопоставление данных акцизных накладных и поданных деклараций, по которым субъекты осуществляют декларирование и уплату акцизного налога. Говорить о результатах еще рано, ведь ряд предприятий, если это крупные компании - будут включены в документальные проверки. А те более мелкие АЗС охватываются фактическими проверками, по результатам которых доначисляются соответствующие суммы акцизного налога.

Дискутировали ли вы по поводу сохранения поступлений в местные бюджеты, компенсации розничного акцизного налога на местах?

- К ГФС приходят письма от территориальных общин, где они обеспокоены тем, что акцизный налог с розничных продаж, который зачисляется в местные бюджеты может быть отменен.

Мы за то, чтобы упростить администрирование налогов, уменьшить объемы налоговой отчетности. Ведь если не будет акцизного налога с розничных продаж - не нужно будет подавать дополнительную декларацию по месту осуществления деятельности. Однако поддерживаем территориальные общины в части недопущения уменьшения доходов их местных бюджетов. Повторюсь, механизм определения перераспределения акцизного налога (в случае отмены акциза по розничной продаже) необходимо определить бюджетным законодательством.

Поможет ли отмена розничного налога на горючее решить вопрос теневого сжиженного газа? Как?

- Здесь вопрос сложный. С одной стороны мы видим кому реализовали сжиженный газ импортеры, другой вопрос - как этот сжиженный газ в дальнейшем реализовано потребителю. Здесь же возникает вопрос и кассовой дисциплины, и взимания НДС с той самой розничной продажи. То есть, да, частично мы ожидаем, что проблемные вопросы, которые возникли уже после введения розничного акциза (то что нам говорит рынок и то, что мы видим сегодня) - могут быть частично урегулированы предложенными ГФС изменениями в Налоговый кодекс.

Напомним, как сообщал УНН, по словам экспертов рынка, объединение акцизов на топливо позволит создать равные условия для всех участников рынка .

Также напомним, по итогам первого полугодия 2016 года из-за неуплаты розничного налога "серыми" трейдерами бюджет недополучил около 800 млн грн .

Вместе с тем, областные государственные администрации, отмечают, что в распределении розничного акциза на сегодня существуют значительные диспропорции .

 

Источник: УНН
Свежие новости раздела
Loading...
Loading...
SELECTORNEWS - покупка, обмен и продажа трафика
загрузка...
Погода, Новости, загрузка...