Украинские Национальные Новости
информационное агентство
Осведомленность граждан объединяет страну
суббота, 15 декабря 2018 02:33
Блоги: Олег Бабич

В Украине могут разрешить продажу просроченных продуктов и засекретить их состав


В четверг Верховная Рада планирует рассмотреть и принять в целом как закон проект «Об информации для потребителей касательно пищевых продуктов» №8450.

Первыми в набат забили эксперты. Так группа специалистов научного управления парламента уже выступила против проекта. Они утверждают, что проект содержит более десятка существенных нарушений, более того, если все оставить так как есть, то будет нарушаться конституционное право граждан на информацию о пищевых продуктах.

В частности, эксперты рассказали, что закон дает преференции для отдельных групп продуктов. Например, отменяется необходимость указывать страну происхождения мяса крупного рогатого скота и конины. Снимаются отдельные запреты на рекламу диетических добавок к еде. Покупатели больше не смогут рассчитывать на закон о защите прав потребителей, так как его действие не будет распростятся на информацию о пищевых продуктах.

Мы детально разобрались с проектом и поняли с чем именно придется столкнуться всем нам в случае принятия этого «подарка».

Прогнозируем, что скрытое содержание этого законопроекта может привести к тому, что в продаже будет оставаться продукция с фактически истекшим сроком годности на законных основаниях, вводя потребителя в заблуждение. При этом на законных основаниях может от него быть скрыт состав продукта, без какой-либо ответственности производителя.
Наш юридический анализ позволяет дать негативную оценку проекту, признав его, как нам кажется, даже опасным для общества. Сразу следует отметить, что у проекта закона «красивая упаковка», но гнилое содержание.
Кроме квинтэссенции, упразднения срока годности для алкогольных напитков с крепостью свыше 10 градусов бросается в глаза и такое.

Во-первых, вводится понятие «минимальный срок годности пищевого продукта», чем подменяется привычный «максимальный срок годности». Вместо того что бы обязать производителя чётко указать, когда продукт был изготовлен и когда последний день для его употребления, людей ориентируют на то, что продукт может хранится неопределённое время.

Если продукт хранится более 3 месяцев, то можно просто указывать месяц и год его срока годности. Например, на консервах которые хранятся больше 18 месяцев, можно будет просто указывать год, без ссылок на месяц и день.
Вдумайтесь, срок годности на таких скоропортящихся продуктах как ххлебобулочные и кондитерские изделиях, и даже алкогольные напитки больше 10 градусов (в частности вино и шампанское) смогут вообще не указывать.
Таким образом значительная часть продуктов, которые сейчас подлежат утилизации, будут оставаться в свободной продаже.

Во-вторых, производителю можно будет не указывать перечень ингредиентов сыров, масла сливочного, йогуртов, кефира, ряженки, сметаны, если туда не добавляли иных ингредиентов

Однако в списке ингредиентов можно не указывать вещество/продукт, если в конечном продукте оно не выполняет «технологической функции». Таким образом появляется возможность для законного использования в продуктах различных химических добавок, которые потом не будут отображаться в составе.

Подтверждается это тем, что остатки ветеринарных препаратов и пестицидов согласно нового проекта не считаются ингредиентами. Следовательно, потребитель вообще не узнает об их существовании в продукте.
Ненатуральные ингредиенты и ароматизаторы можно никак не выделять в тексте упаковки.

В-третьих, неприятно, но перечень ингредиентов продукта не будет приводится в их процентном соотношении. То есть первый ингредиент может иметь долю в общем составе как 90 так и 10 процентов.

В-четвертых, полностью снимается ответственность с учреждений питания и торговли за нарушение закона, фактически презюмируется что они не должны владеть всей полнотой информацией о пищевых продуктах

В-пятых, разрешается не маркировать продукт обозначением ГМО, если оно там в принципе присутствует в минимальном количестве.

Он не решает текущих реальных проблем покупателей и даже не «консервирует» их сохраняя текущее положение дел – отсутствие у людей информации о пищевых продуктах. Между строк законопроекта прослеживается механизм, дающий возможность недобросовестным производителем манипулировать нормами закона в своих коммерческих интересах.

Управляющий партнер адвокатского объединения «Лекс энд баклер», адвокат Олег Бабич

Загрузка...
Погода, Новости, загрузка...