Пандемия: ученые зафиксировали, что "британский" штамм коронавируса возник в США в ноябре прошлого года

Киев  •  УНН

8 февраля 2021, 11:55  •  12495 просмотра

КИЕВ. 8 февраля. УНН. Американские биологи выяснили, что британский штамм коронавируса появился в США еще в ноябре прошлого года и уже успел распространиться по территории 30 штатов. Выводы исследователей, изучивших геномы четырех сотен образцов SARS-CoV-2, были опубликованы в статье в электронной библиотеке medRxiv, передает УНН.

Важно отметить, что статьи, опубликованные на medRxiv — не проходили финальное рецензирование. Соответственно, данные результаты исследований носят предварительный характер.

Детали

“Мы выяснили, что сразу несколько штаммов коронавируса, обладающих мутацией N501Y, были завезены на территорию США в ноябре 2020 года и последующие месяцы. В январе эти разновидности SARS-CoV-2 начали локальное распространение на территории как минимум 30 штатов”, — пишут исследователи.

В середине декабря власти Великобритании сообщили о появлении осенью двух новых штаммов SARS-CoV-2 с мутацией N501Y, обладающих повышенной заразностью в сравнении с другими разновидностями коронавируса. Их прародитель появился на территории Уэльса в сентябре 2020 года, изначально уровень его распространенности был крайне низким.

Как считают ученые, в конце ноября прошлого года он приобрел еще около 17 мутаций и после этого стал быстро распространяться по Великобритании, став доминирующим штаммом коронавируса к текущему моменту. Наблюдения показывают, что он распространяется примерно в 1,7-2 раза быстрее, чем уже существующие штаммы SARS-CoV-2, при этом он уже успел проникнуть в ряд стран Европы и Азии. Кроме того, в Бразилии и ЮАР были открыты местные штаммы со схожим набором мутаций.

Группа американских молекулярных биологов под руководством Кристиана Андерсена, профессора Исследовательского института Скриппса в Ла-Хойе (США), получила первые свидетельства того, что британский коронавирус появился в США еще осенью прошлого года. Исследователи изучили данные, собранные в Калифорнии и ряде других южных регионов страны специалистами геномной компании Helix.

Читайте также: Пандемия: ученые уточнили заразность новых штаммов коронавируса — исследование

Эти данные помогли ученым проследить за распространением британских штаммов SARS-CoV-2 благодаря простой закономерности. Как обнаружили профессор Андерсен и его коллеги, мутации, присутствующие в геноме этих разновидностей коронавируса, часто вызывают сбои в работе той части РНК-теста, которая отвечает за распознавание S-белка коронавируса, ключевой части его оболочки, отвечающей за проникновение в заражаемые клетки.

Подобная особенность британских разновидностей SARS-CoV-2 позволяет отслеживать их распространение и оценивать их долю среди всех случаев заражения, не расшифровывая полностью геномы всех образцов вируса, собранных на территории тех штатов, где велись наблюдения.

Анализируя частоту появления подобных сбоев в РНК-тестов, профессор Андерсен и его команда обнаружили, что британские штаммы SARS-CoV-2 появились сразу в нескольких штатах в конце осени и начале зимы (Калифорния, Флорида, Джорджия и Техас). Они начали быстро распространяться на территории трех десятков штатов в январе, удваивая свою долю среди новых случаев заражения примерно каждую неделю.

Биологи перепроверили эти данные, расшифровав геномы двух сотен образцов вируса, собранных в ноябре — январе на территории Калифорнии и Флориды. Анализ их геномов подтвердил первоначальные выводы ученых и указал на то, что штаммы с мутацией N501Y станут доминировать на территории этих штатов и США в целом в марте — апреле этого года.

Это, как предполагают ученые, может вызвать еще одну крупную вспышку COVID-19 в США весной, если власти страны не успеют к этому подготовиться. В частности, ученые предлагают не только ускорить вакцинацию населения, но и усилить наблюдение за распространением новых версий коронавируса.