Украинские Национальные Новости
информационное агентство
Осведомленность граждан объединяет страну
понедельник, 24 июня 2019 18:22
Публикации: Киев
95790

Прокурор Киева: В рамках реформирования штат следователей прокуратуры столицы сократился почти вдвое

Прокурор Киева: В рамках реформирования штат следователей прокуратуры столицы сократился почти вдвое

Зато в ведомстве увеличится количество опытных процессуальных руководителей

О работе в условиях нового Уголовного процессуального кодекса и о реформировании органов корреспондент УНН пообщался с прокурором Киева Николаем Бескишким.

Чем обусловлена ​​необходимость проведения реформы?

- В глобальном смысле процесс оптимизации следственно-надзорных органов - действительно реформа, а по сути - это насущная необходимость. Судите сами: в ноябре прошлого года вступил в силу новый Уголовный процессуальный кодекс Украины, которым все принципы государственной уголовной юстиции приведены в соответствие с нормами главного Закона Украины - Конституции. Новый УПК обеспечивает гарантии правосудия, равенства и состязательности сторон уголовного процесса. Современный Уголовный процессуальный Кодекс возлагает на органы прокуратуры функцию процессуального руководства в уголовных процессах, расследование которых осуществляется следователями всех правоохранительных органов. В том числе следователями органов прокуратуры.

Кодексом было изменено подследственность преступлений, расследование которых на период действия переходных положений (до создания Государственного бюро расследований) возложены на прокурорских следователей. Так, сейчас следователи прокуратуры занимаются расследованием уголовных преступлений, совершенных госслужащими I-III категории, правоохранителями или судьями. Понятно, что при таких условиях нагрузка на следователя прокуратуры уменьшилась. На протяжении текущего года 52 следователями прокуратуры города Киева направлено в суд 121 обвинительный акт. Это самый большой показатель в стране. Вместе с тем указаная цифра свидетельствует о небольшой нагрузке. В то время, как в производстве одного процессуального руководителя, например, находится в среднем 94 производства. Поэтому дисбаланс очевиден.

Какая нагрузка была раньше?

- Нагрузка была значительно больше. По старому УПК следователи прокуратуры расследовали преступления по фактам нарушения избирательных, трудовых и других прав и свобод граждан, некоторые преступления в сфере хозяйственной, должностной деятельности, окружающей среды, безопасности производства, должностной деятельности и т.п. До введения нового УПК каждый следователь направлял в суд как минимум одно уголовное дело в месяц.

Может сейчас улучшилось качество?

- Безусловно качество расследования уголовных преступлений следователями всех правоохранительных органов значительно улучшилась. Во-первых благодаря тому, что надзорная деятельность прокуроров трансформировалась в процессуальное руководство, а это предполагает непосредственное управление процессом расследования любых преступлений. За подписью прокурора соглашаются все важнейшие этапы расследования, начиная от негласных следственных действий, заканчивая обвинительным актом. Кроме того, следует отметить, что нормами действующего УПК ликвидирован институт доследование. То есть суды, в случае нехватки доказательств или наличия процессуальных недостатков при расследовании не возвращают дела на дополнительное расследование. В таких случаях судьи вправе вынести оправдательный приговор. Поэтому, у следователей и их процессуальных руководителей нет права на ошибку, поэтому уголовные производства расследуются тщательно, чтобы ни один невиновный не был наказан, а преступник не избежал наказания.

Из чего состоит нагрузка на следователей, ведь работа следователей заключается не только в направлении в суд обвинительных актов?

- Конечно. Следователями прокуратуры столицы за 9 месяцев расследовалось почти 2000 уголовных производств. По новому законодательству расследованию подлежат факты, изложенные в заявлении о преступлении, поскольку практика отказа в возбуждении уголовного дела, которая существовала ранее, не предусмотрена. Это означает, что каждое сообщение о совершении уголовного преступления подлежит не проверке, а сразу полноценному расследованию, а это и допросы, и проведение экспертиз, и обыски... Такие требования УПК практически исключают ошибки. Если речь идет о действительно совершенное преступление, то следствие имеет в арсенале максимально доступный инструментарий для его раскрытия.

Вы говорили, что нагрузка на следователей прокуратуры недостаточна, а значит нет смысла держать такой большой штат. Означает ли это, что опытные прокурорские следователи потеряют работу?

- Проанализировав работу, мы пришли к такому выводу: чтобы привести кадровый вопрос в соответствие с сегодняшней ситуации в столице, необходимо количество следователей столичной прокуратуры сократить почти вдвое - с 52 до 30. В то же время за счет бывших следователей в структуре станет больше процессуальных прокуроров с опытом.

Реформирование ограничивается сокращением числа следователей прокуратуры? Или будут глубокие структурные изменения?

- Теперь в прокуратурах районных звеньев ликвидированы должности следователей. Зато в прокуратуре Киева созданы два управления: следственное и процессуального руководства. При этом указанные подразделения закреплены за различными заместителями прокурора города. Это сделано для обеспечения объективности в расследовании. Кроме того, такие структурные преобразования значительно повышают и ответственность следователей и процессуальных руководителей за результат, потому что следствие ведет не районная прокуратура, а сразу работники столичного аппарата.

Расскажите подробнее о том, как будут функционировать эти управления?

- Следственное управление состоит из двух следственных отделов и организационно-методического отдела. То есть весь следственный потенциал прокуратуры сконцентрирован в одном управлении.

Кроме того, создано совершенно новое управление процессуального руководства в уголовных процессах прокуратуры. Оно состоит из двух отделов, а именно: отдела, в котором работают прокуроры-процессуальные руководители, и организационно-методического отдела, где задействованы прокуроры-аналитики.

Четвертого октября текущего года на коллегии Генеральной прокуратуры Украины обсуждались проблемные вопросы деятельности следственных подразделений органов. Тогда же коллегиально было принято без преувеличения историческое решение об оптимизации следственно-надзорных органов всех уровней. Разработанная структура была одобрена Генеральным прокурором Украины Виктором Павловичем Пшонкой и уже сегодня внедряется по всей стране.

Процессуальное руководство это надзор за следствием?

- Процессуальное руководство - это не только наблюдение, это участие прокурора в расследовании, которое направлено ​​на достижение результата: установление истины, восстановление нарушенных прав. Теперь прокурор определяет направление расследования, участвует в проведении отдельных следственных действий, а затем поддерживает государственное обвинение в суде. Новая структура следственного управления и управления процессуального руководства направлена ​​на то, чтобы улучшить конечный результат - объективное рассмотрение уголовного производства в суде.

Хотелось бы прояснить момент, что стало со следователями прокуратуры, должности которых ликвидированы. Вы говорили, что количество следователей сократилась с 52 до 30. Что с теми 22, которые не перешли в следственное управление?

- За счет этих должностей увеличился штат прокуроров-процессуальных руководителей, прежде всего в районных прокуратурах. У нас реально существовала проблема большой нагрузки на процессуальных руководителей. До увеличения этого штата нагрузки на них доходило до 94 производств в месяц. Это нереально высокая цифра, после реформирования должна значительно снизиться и обеспечить улучшение качества работы процессуальных руководителей.

А что будет с теми уголовными производствами, которые расследовались следователями райпрокуратуры?

- Их продолжат расследовать следователи следственного управления прокуратуры города Киева.

Хотелось уточнить. Когда будет создано Государственное бюро расследований, то в прокуратуре останутся только процессуальные руководители?

- Да. А следователи прокуратуры могут стать основой кадрового и интеллектуального потенциала этого бюро.

Весь процесс реформирования требует дополнительных финансовых затрат?

- На сегодняшнем этапе не требует, поскольку реформирование произошло за счет уже существующих кадров.

 

Источник: УНН
Подписывайтесь на паблик-чат УНН в Viber и канал новостей в Telegram
Загрузка...