Украинские Национальные Новости
информационное агентство
Осведомленность граждан объединяет страну
понедельник, 27 мая 2019 09:02
Публикации: Политика
67725

В. Горбаль: некоторые "оранжевые" кадры, задействованные из политической целесообразности, следовало выгнать еще при В. Ющенко

В. Горбаль: некоторые "оранжевые" кадры, задействованные из политической целесообразности, следовало выгнать еще при В. Ющенко

КИЕВ. 15 июля. УНН. Партия регионов как провладана политическая сила оказалась перед вполне закономерной дилеммой: или йти на непопулярные реформы, потеряв политические рейтинги, или соханить красивое лицо при плохой игре. Так или иначе, либеральные реформы о которых говорили большинство политиков и экспертов в течение прошлого десятилетия сегодня воплощаются в жизнь. Поэтому одна из самых заметных фигур Партии регионов Василий Горбаль в разговоре с журналистом УНН рассказал о своем видении проведения реформ, перспективы сотрудничества с МВФ, рейтинги партии, личные профессиональные амбиции в исполнительной власти и политическую карту страны. 
 

- Давайте начнем с экономических вопросов. Согласно официальным данным, темпы роста ВВП в первом квартале составили 5,3%. Тем не менее, многие эксперты отмечают, что прирост ежегодно на 4-5% - это лишь восстановление утраченных во время кризиса позиций. Каково Ваше видение по этому поводу? Такой прирост ВВП - это достижение?
 - В первую очередь, стоит отметить, что того фактора, который дестабилизирует украинскую экономику, - в частности, политическая нестабильность - уже не существует. Соответственно, это положительно повлияло на темпы развития экономики. Видимо, учитывая те события, которые происходят в мировой экономике, я не являюсь оптимистом относительно того, что мы уже вышли из кризиса. Ведь существуют теории и гипотезы относительно 2-й волны кризиса. Но, пока, все, что говорится правительством относительно позитивных тенденций, абсолютно оправдано. Вместе с тем, многое зависит от настроений населения. Позитив в отношении правильного комментирования событий в экономике играет важную роль.

 
- Стоит ли ждать 2-й волны кризиса в Украине? Если да, то когда?
 - Скажем, речь идет о мировых тенденциях и дискуссии по этому поводу. Мы должны трезво анализировать и принимать для себя решение относительно нашего места в мировой экономике и решение о закладке так называемой "подушки" в отношении любых негативных воздействий и сценариев. 


- Получается, негативные сценарии в Украине могут состояться?
 - Мы всегда говорим, что могут, но при этом не нужно заниматься устрашением населения и одновременно не быть самонадеянными. Мы должны извлечь максимально трезвые и прагматичные выводы из кризиса 2009 года, который во многом был связан с сугубо украинскими факторами, как в определенной мере с самоуверенностью, отвержением тех сценариев, которые происходили в мире, не реагированием на мировые тенденции и политической нестабильностью.

 
- Какую же тогда роль играет МВФ в улучшении экономической ситуации в Украине?
 - В этом плане говорится о закладке "подушки", которая нужна государству, с токи зрения содержания золотовалютных резервов на достаточно высоком уровне. Плюс - мониторинг ситуации в государстве. Лишний мониторинг никогда никому не помешает - как в корпоративном бизнесе, так и на уровне государственного управления.

 
- То есть без средств МВФ экономика Украины не выживет?
 - Мы говорим о подушке, которая нужна государству, и о наследственности отношений. Потому что тезис о том, что Украина отказалась от сотрудничества с МВФ, может быть трактована совершенно негативно международными финансовыми организациями. 


- Тем не менее, многие страны, которые сотрудничали с Фондом, в конечном итоге все равно заканчивали дефолтом ...
 - Есть разные случаи. И в самой структуре МВФ есть люди с разными мнениями и подходами. Как, например, в научном мире - есть сторонники различных теорий, с разным опытом. Поэтому очень часто бывает, что переговоры с представителями МВФ проходят весьма различно, в зависимости от того, каким опытом обладает и на каком рынке до этого работал тот или иной чиновник Фонда. Однако, мы должны говорить, что нам МВФ не навязывает реформы, а мы сами берем на себя определенные обязательства. Именно от нас, в первую очередь, зависит то, что мы заложим в эти меморандумы. 


- Но в этом случае в Украине увеличивается внешний долг, и она все больше "увязает" в заимствованиях. Факт остается фактом - мы не получили транш и соответственно у нас в процентном отношении уменьшился внешний государственный долг ...
 - Во времена, когда идет существенное сужение альтернативных рынков заимствований, более значительную роль играют такие финансовые институты, как МВФ и Всемирный Банк. В кризисные времена такое положение дел является совершенно типичным и понятным. Если говорить о банковских займах, то там речь идет только о процентных ставках и определенных условиях. Хочется выделить выборы главы МВФ. Впервые стали звучать фамилии людей из развивающихся рынков, в частности, из Казахстана, Латинской Америки. А это говорит о том, что уже в работе Фонда произошли определенные изменения и появились новые тенденции. Поэтому уже можно спрогнозировать, что главой МВФ в перспективе может стать и представитель рынков, которые развиваются.


- Давайте предположим, что Украина не получит следующий транш МВФ, мы не сможем согласовать цену на российский газ и не найдем удовлетворительного формулы сотрудничества с Таможенным союзом. А поскольку наша экономика чрезвычайно привязана к цене на российское голубое топливо, что тогда произойдет с Украиной?
 - Я оптимист, поскольку я вижу, что в результате активных переговоров с РФ компромисс в цене на газ все же будет найден. 


- Имеете в виду создание СП НАК "Нафтогаз" и "Газпрома"?
 - Будет найден некий механизм. Создание СП - лишь одна из идей. Понятно, что РФ усиливает свою переговорную позицию путем публичного артикулирования достаточно жестких условий со стороны руководства "Газпрома". Об этом свидетельствуют неоднократные пресс-конференции главы корпорации Миллера, который предлагает те или другие условия, которые являются достаточно жесткими. Хотя определенный позитив от высокой цены на газ украинская экономика уже получила. До этого момента все вещи, которые касались программ энергосбережения, несмотря на то, что о них говорят уже давно, в стране не работали. Но уже сегодня можно назвать многие регионы Украины, в которых эти вопросы заложены уже на уровне местного самоуправления. 


- Тем не менее, цена на газ может вырасти до 500 долларов, у нас будет увеличиваться внешний долг. Что будет делать Украина?
 - Нужно находить с россиянами формулу относительно цены на гас. Возможны совершенно разные варианты, в том числе и прямые поставки на конкретные предприятия. Нужно искать модель. В ситуации с МВФ нужно продолжать формулу сотрудничества, которая была начата, а в реформах мы, в первую очередь, заинтересованы сами. 


- Тогда в этом случае власть предстает перед выбором - с одной стороны, Украина не может отказаться от средств МВФ и не проводить непопулярные реформы, с другой - рейтинг среди населения теряется ...
 - Мы снова говорим шаблонами. Непопулярность реформ зависит от их информационного сопровождения. И именно здесь я с вами согласен. Как подавался налоговый кодекс, как представляется пенсионная реформа - в информационном плане достаточно существенные недоработки. Украинское общество требует большего информационного сопровождения, более объёмной трактовки тех или иных положений документов. Что касается реформ и сотрудничества с МВФ, то стоит отметить, что аналогичные процессы по пенсионным реформам и пересмотра социальных программ происходят во всей Западной Европе и во всем мире. Конечно, можно привести пример опыта Грузии, к которой сейчас очень часто апеллируют. Они начали реформы, которые на первом этапе угрожали отставкой президенту Михаилу Саакашвили. Хотя в этой стране проводить реформирование было значительно легче. 


- Но посмотрите, что происходит в Грузии с демократией, когда к оппозиции на митингах применяют силу. Разве нам нужно к такому стремиться?
 - В Грузии сейчас совсем другая природа оппозиции. Я знаю это с учетом того, что имею возможность общения и периодически бываю в этой стране. В Грузии существуют оппозиционные телеканалы, которые занимаются вещанием почти круглосуточно и безумно критикуют президента Саакашвили. Они работают, и никто их не отключает, не лишает лицензий и тому подобное. 


- Все-таки давайте вернемся к теме рейтингов. Как в ПР думают исправить ситуацию и улучшить свой политический образ в глазах избирателей?

-Сейчас существует критика относительно того, что нужно сделать одну реформу, а потом другие. Но я сторонник того, что нужно начинать все реформы сразу. Например, пенсионная реформа невозможна без реформы здравоохранения и определенных новаций в финансовой системе. Без судебной реформы невозможно преодоление коррупции. Все взаимосвязано.

- А негативные рейтинги партии ...

- Сейчас нужно реагировать на те ошибки, которые допускаются. Публично их признавать, исправлять и проявлять решимость в проведении реформ, не оглядываясь на временное снижение рейтингов. Очень часто неуверенность ведет к более глубоким ошибкам и худшим показателям, чем наличие и демонстрация политической воли.

- Известно, что Вы были губернатором Львовской области, которая принадлежит к одним из депрессивных регионов Украины ...

- Почему это? Львовская область не является депрессивной, если мы говорим о бюджете. Хотя она и не является дотационной. Такие утверждения - просто шаблоны. Единственное, что Львовская область, несмотря на экономический потенциал, достаточно часто запоминается красивыми, громкими политическими лозунгами и заявлениями львовских политиков. Такое состояние может нас отвлекать от дискуссии относительно развития Львовской области в частности, и Западной Украины в целом.

- Как оцениваете нынешнее руководство области?

 - Во-первых, некорректно оценивать. Но хочу сказать, что существует преемственность тех объектов, которые были начаты. Единственное, что является недостатком - это консолидация депутатского корпуса вокруг себя. Хотя я понимаю, что есть вертикаль исполнительной ветви власти, и нужно консолидировать весь депутатский корпус, который есть, и все политические силы, которые существуют. Поэтому одной из причин событий 9 мая было и не отработка по линии исполнительной власти.

- Вы не жалеете, что ушли с поста губернатора?

- Присутствуют абсолютно разные ощущения. С одной стороны, я стал первым львовянином, который возглавил Львовскую область со времен князя Даниила Галицкого. Кроме того, молодым губернатором. Вот уже есть два плюса. Относительно срока, то обидно, что он был коротким. Но если посмотреть и проанализировать годы независимости Украины, то у нас были периоды, когда глав правительств меняли очень часто. К сожалению, такая практика в государстве была и любой чиновник должен к ней быть готовым. Хотя я не считаю, что это является плюсом для управления теми или иными объектами.

- У Вас есть профессиональные амбиции, не планируете вернуться в исполнительную власть, например, в правительство?

- Амбиции вернуться в исполнительную ветвь власти, конечно, есть. Это должно быть интересно.

- Вам уже что-то предлагали?

- Есть обсуждения.

- Эти должности, которые обсуждаются, интересные для Вас?
- Мне хочется иметь такую деятельность, где был бы максимальный уровень самостоятельности и ответственности.

- На сегодня происходит привлечение "оранжевых кадров" к государственным процессам, как Владислав Каськив, Марина Ставнийчук ... О чем это говорит?
Не вдаваясь в обсуждение личностей, стоит отметить, что много кадров, которые были привлечены, и которых называют "оранжевыми", которых задействовали из политической целесообразности, следовало бы выгнать еще за оранжевых времен. Но это произошло. А есть такие, которые есть абсолютно удачными. Называть конкретные фамилии я не буду. Существует такая же ситуация и среди кадров, которые позиционируют себя как "бело-голубые" и которых не нужно было допускать к власти. В любом случае, порядочность цвета не имеет.

- Какие, по Вашему мнению, "оранжевые кадры" являются удачными, а какие нет?

 - Если я скажу, какие удачные, и назову некотоые фамилии, то те фамилии, которые я не назвал, априори будут считаться неудачными. Хуже всего в политике - это личные обиды. Очень часто люди понимают совсем не то, что ты хотел сказать. Я уже не говорю по поводу юмора. У политиков, как и всех других людей, присутствует совершенно разная степень чувства юмора, поэтому шутить иногда является достаточно опасным.

- Марина Ставнийчук - удачный выбор?

- Положительный.

-Тогда обсудим и такую тему. Известно, что вокруг Президента очень много групп влияния, и среди которых он пытается держать баланс. Или такое положение дел не приведет к отделению пропрезидентской партии?
А у Вас подруги все одинаковые?
- Нет.

 - У меня также друзья все разные. Один говорит, ты делай так, другой - делай так. У всех разные характеры, образование, воспитание. Но, в конце концов, решаю я. Тем не менее, мои друзья не борются за мое влияние.

- Но дают советы.

- Но мы говорим о влиянии на президента в принятии важных решений ...
Влиянием можно назвать и советы. При обсуждении любой проблемы, конечно, со всех сторон идут советы. А это уже в воле президента - решать, на чем остановиться. При этом, совершенно не нужно это ассоциировать с тем, что он принял, потому что так посоветовала та или иная группа.

- Все-таки, не возникнет в будущем пропрезидентская сила?

- А разве сейчас есть проблемы во взаимоотношениях Верховной Рады и Кабинета министров? Нет. Наоборот, можно назвать негативом то, что некоторые вещи проходят очень быстро и без обсуждения.

- Известно, что среди самих членов Кабмина существуют большие дискуссии, поскольку это люди разных групп влияния ...

- Просто все эти люди являются самодостаточными.

- Финансово ...

- И это тоже. Кабмин у нас создан с финансово и психологически самодостаточных людей, которые состоялись. Поэтому никто ни под кого не подстраивается и готов говорить, согласно своих позиций. Это совсем другая ситуация, чем та, которая была во времена премьерства Виктора Ющенко, когда кто-то из министров не голосовал, потому что так решила фракция, а потом подходил и говорил, что "я на самом деле за тебя полностью, но мы на фракции так решили". И таких примеров можно приводить достаточно много.


- Так все же, а вдруг одна из этих финансовых групп отделится и создаст свою партию?

- О перспективах раскола говорят много. Сам лично я в них не верю. Хотя, возможно, а это под вопросом, для политической карты страны требуется переформатирования в целом.

- Что именно Вы имеете в виду? Приход новых политических сил?

- Считаю, что необходимо прекратить политическое деление страны на Восток и Запад. То есть, надо стремиться любой другой модели. Хотя этот вопрос и является дискуссионным. На сегодня его никто не обсуждает. Мы идем на парламентские выборы в той политической конструкции, в которой мы сейчас существуем.

- То есть разделение страны на Восток и Запад существует ...

  - К сожалению, он сохранилось


Источник: УНН
Подписывайтесь на паблик-чат УНН в Viber и канал новостей в Telegram
Загрузка...