Українські Національні Новини
інформаційне агентство
Обізнаність громадян єднає країну
Субота, 23 лютого 2019 06:28
Блоги: Олег Постернак

Антирейтинг кандидатів: між неминучістю і шансом на подолання

Он есть у каждого политика, желающего быть избранным. Без разницы пола, возраста, характера политической и не только ориентации. Его появление обусловлено не только неудачным опытом политической деятельности или убойным компроматом, но и доминирующими ценностями восприятия, способностями критического мышления избирателей и результативностью информационных кампаний в «минус». Каждый украинский политик обладает им. Речь идет об антирейтинге как о ключевом электоральном показателе, блокирующем победные стратегии политиков.

По данным масштабного социологического исследования, охватившего 40 тыс. респондентов и проведенного группой «Рейтинг» в прошлом месяце, самым большим показателем антирейтинга обладает Петр Порошенко — 50,3%. Другими словами, половина страны ни при каких обстоятельствах не готова проголосовать за ныне действующего Президента. Причем, Порошенко является абсолютным лидером по антирейтингу среди претендентов во всех областях Украины, кроме Львовской. Исследование также фиксирует 26,4% антирейтинга у Тимошенко, 21,4% у Ляшко, 20,6% у Яценюка, 19,9% у Бойко. Показатель антирейтинга есть и у Зеленского — 10%, Садового — 7%, Гриценко — 6,7%.

Совершенно ясно, что на этих президентских выборах будут крайне востребованы технологии, которые будут наращивать антирейтинг конкурентов. Сами же кандидаты сосредоточатся над его максимальным сокращением.
Существуют несколько заблуждений касательно этой электоральной величины. Во-первых, это константная величина, с которой бесполезно или, по крайней мере, очень сложно бороться. Ставший хрестоматийным пример экс-президента РФ Б.Ельцина на выборах 1996 г. и умелая технологическая кампания второго Президента Украины Л.Кучмы в 1999 г. всегда добавляли уверенность нынешним аутсайдерам, особенно сидящим в кабинетах на Банковой. Кстати, тут можно вспомнить и победу на мэрских выборах с весьма противоречивой репутацией Л.Черновецкого в 2007 г. и триумф дважды судимого В.Януковича в 2010-м.

Во-вторых, может показаться, что антирейтинг большинства политиков имеет универсальную природу, поэтому есть эффективные общие рецепты его сокращения. В корне неверное представление: ведь то, что подходит одному политику совсем вредно для имиджа другого. К слову сказать, удачная попытка Олега Ляшко «затереть» давнишнюю историю с его пикантными откровениями на камеру, перекрыв ее агрессивным эпатажным поведением, возымела определенный успех. Но в данном случае, коммуникативная стратегия коррелировалась с темпераментом политика и, например, совершенно была бы неработающей для А.Гриценко или Ю.Бойко, которые столкнулись с обвинениями со стороны правоохранительных структур.

Тимошенко. Практически все специалисты политических профессий скептически оценивали ее шансы преодолеть пропасть антиретинга. Сказывались последствия компроматных волн, запущенных конкурентами, последствия финансового кризиса во время ее премьерства, ассоциативные связи со старым политическим классом. «Газовая принцесса» и «мама коррупции» — бирки, которые умело приклеены были в свое время оппонентами. Именно антирейтинг не позволил Тимошенко стать президентом в 2010-м и 2014-м. И, казалось бы, многие списали леди Ю со счетов. Но с тех пор Тимошенко отлично поработала над ошибками. Изменила не только команду, составив ее из молодых политиков, и политический имидж, но занялась программным стратегированием и разработкой пакета действий по перезагрузке страны, известных как «Новый курс».

Велик соблазн посчитать, что рейтинг Тимошенко — это конвертация антирейтинга Порошенко. И так и нет. С одной стороны, ушедшие от Порошенко сторонники, сделавшие его президентов в критических условиях 2014-го, в определенной своей массе перешли к Тимошенко. Преимущественно это касается избирателей условно «оранжевого пояса». Большинство из них попросту умеют считать и сравнивать: за последние пять лет их доходы упали в разы. С другой стороны, к Тимошенко сумела рекрутировать в свой базовый электорат и тех, кто не разделял ее прежних политических взглядов. И речь идет об избирателях южных и центральных областей. Тут огромную роль в снижении антирейтинга сыграл невероятный личностный и коммуникативный ресурс Тимошенко.

Но, объективности ради, следует подчеркнуть, что по антирейтингу Тимошенко нынче вторая. Предстоит еще много работы, чтобы убедить неопределившегося избирателя (а это примерно 30-35%) в способности изменить страну. Эта задача тем более сложная в условиях, когда Банковая готовит много контршагов. Политикум давно сотрясают слухи о запуске вплотную к моменту голосования откровений «американского узника» Лазаренко, который будучи простимулированным нынешней властью начнет внезапно «вспоминать» и «каяться» о прежних грехах, при этом бесцеремонно привязывать фамилию Тимошенко к ним. Кому будет там интересно, что прокуратура давно закрыла все дела.

Зеленский. Очевидно, что Зеленский начал как кандидат, собирающий всех разочарованных в нынешней политической элите. Это стопроцентный эгалитарный проект, соответствующий мировому тренду. В бюллетене в день голосования вместо ранее изъятой графы «против всех» попросту будет фамилия «Зеленский».

Он собирает очень разношерстную публику: студентов, которые на выборы традиционно не пойдут, но с азартом идущих на контакт во время опросов; мелких предпринимателей, лавочников и таксистов, которые поддержку известного актера-комедианта связывают с актом мести всем рафинированным политикам; далеким от политики представителям рабочих профессий, которых попросту забавляет политическая гонка и участие в ней героя известного сериала. Также Зеленский отчасти забирает в свою когорту некогда сторонников Ляшко и Рабиновича, т.е. изначально заточенных на эпатаж и восприятие политики как шоу.

Но Зеленский это больше чем технология сборки протестной массы. Это еще и мостик, который приведет на выборы часть неполитизированной и равнодушной к политике публики. Зеленский — это повышение явки. На данный момент он обладает низким антирейтингом, но старания штабов конкурентов он может вырасти. Уже брошены медийные ресурсы для закрепления образа «клоуна», Зеленскому припоминают его шутки об Украине, ориентированный на Россию киноконтент и, безусловно, неспособность решать вопросы в сфере обороны, национальной безопасностью и экономического развития. Но то, что хорошо работает против классического политика, вряд ли сможет сработать против любимого шоумена.

Порошенко. Проблема нынешнего Президента в том, что его антирейтинг — продукт, окончательно дозревающий аккурат под дату очередных президентских выборов. Если в 2014 г. негативный бэкграунд формировался вокруг ярлыков «любий друзь», «олигарх», «шоколадный барон», то нынче придется сражаться не только с последствиями оффшорного дела, «АТО за считанные дни», истории с Липецкой фабрикой и Мальдивами, но и пленок Онищенко, провалом Минских соглашений, половинчатостью большинства реформ, «слепыми трастами», бесцеремонным вмешательством в религиозные дела и т.д. Удастся ли безвизом, автокефалией и изменениями Конституции в части фиксации курса на ЕС и НАТО перекрыть антирейтинг? Вопрос на сам деле очень риторический.

Что должно произойти, чтобы более-менее рассудительный избиратель, досыта насладившийся периодом правления Порошенко, захотел продлить его, или, по крайней мере, смирился бы с пролонгацией? Что должно заставить (подчеркиваю, именно заставить) избирателя в двух турах проголосовать за Порошенко? Военное положение? Томос? Админресурс со стороны мэров городов-миллионников и глав ОТГ?

Аналитики указывают на несколько возможных сценариев поведения Порошенко: обострение военной ситуации на Донбассе или в Азовском море и повторное военное положение, что само собой исключает выборы; отказ от баллотирования и ставка на согласованного с окружением преемника, способного гарантировать беспроблемный уход в тень фигуры нынешнего гаранта или конституционная реформа с обесцениванием президентского статуса и введением классической парламентской формы правления премьером во главе. Какой из них изберет Порошенко узнаем в ближайшее время, но если он все-таки рискнет участвовать в гонке, то ему понадобиться ну очень экстраординарное событие, которое на время притушит антирейтинг и сопроводит к успеху.

Загрузка...