Українські Національні Новини
інформаційне агентство
Обізнаність громадян єднає країну
Неділя, 20 жовтня 2019 01:03
Блоги: Ігор Гарбарук

РОЗТОПТАНІ ОЧІКУВАННЯ

Программа действий Правительства – как много заложено в этих словах!

Главное - в них заложены ожидания Народа Украины на счастливое обеспеченное завтра и надежда найти ответ на тот огромный кредит доверия, который он дал новой власти.

Так ли это?!.. Анализируем. Поехали!

Фактически, предложенный Правительством на рассмотрение документ должен был называться “Стратегией социально-экономического развития Украины” и дать ответы на три ключевые вопроса:

  1. КУДА мы движемся и ЧТО является: конкретной, измеримой, оцифрованной в показателях нашей целью и осязаемым результатом - который мы получим на уровне всего общества – то есть реальный, а не виртуальный продукт;
  2. КАК именно мы этого собираемся достигнуть – процедуры, правила, инструменты достижения запланированного нами результата, с учётом альтернативных вариантов его достижения (как минимум: А, В, С) в случае возникновения существенных препятствий и невозможности его реализации (управление рисками);
  3. КТО непосредственно эту стратегию реализует, КАКИЕ ресурсы ему для этого необходимы и ЧТО нужно предпринять, чтобы они были в наличии - денежные средства в 100% необходимом объёме, специалисты должного профессионального уровня, нормативно-правовая база, прочее.

Таким образом, этот документ по сути должен стать ОСНОВОЙ для принятия системных и сбалансированных между собой управленческих решений на всех уровнях:

  • глобальном национальном,
  • локальном региональном,
  • и на уровне конкретного органа исполнительной власти, непосредственно принимающего участие в реализации данной стратегии.

 

ВСЁ В ТУМАНЕ

Як кажуть в Україні: «Не так сталось, як гадалось!»

Во вступительной части документа мы видим, что Правительство определяет свою Программу деятельности как НАБОР (!) приоритетных целей, которые оно перед собой ставит чтобы украинцы жили «дольше, безопасней, богаче и счастливее».

Разница между Стратегией социально-экономического развития и Набором целей ощущается?..

То есть, простым языком, по своей сути основополагающий документ Правительства на сегодня - это своеобразная декларация о намерениях: «мы за всё хорошее и против всего плохого»

 

Что бы сделал я, будучи Премьер-министром Украины!

 

Как минимум презентовал бы 1-м блоком Анализ РЕАЛЬНОГО состояния экономики!

Без прикрас и так как есть на самом деле, с детализированным анализом экономики по секторам, анализом проблематики основных на сегодня бюджетонаполняющих отраслей, а также тех отраслей экономики, которые потенциально смогут в ближайшее время стать таковыми и что нужно сделать чтобы они таковыми стали.

Далее!

Я бы представил чёткое определение и описание того национального “продукта” на уровне всей страны, который мы все получим в результате реализации данной стратегии.

Не просто виртуальный и плохо прогнозируемый рост на уровне 40%, а реальный оцифрованный результат с указанием показателей которые будут приняты как основа для сравнительной базы тех цифр которых мы достигнем. От реального прожиточного минимума, на который действительно можно жить и до всего перечня макроэкономических показателей.

Любой заявленный рост экономики, с апеллированием к мало понятным большинству людей показателям и рейтингам, - ничего не стоит, если он не приводит к реально оцифрованному улучшению жизни населения страны.

Соответственно, нам нужна не просто Программа реализации какого-то разрозненного набора задач каждым из министерств, которые вообще непонятно почему таким образом изложены.

Нам нужна чётко выстроенная иерархия целей, выполнение которых обеспечит запланированный результат.

Например, определяем оцифрованный результат через 1 год работы - к которому мы идём.

Затем под него выстраиваем горизонтально взаимосвязанные между собой укрупнённые 3-4 подцели - именно на их реализацию и будет целый год работать вся исполнительная власть страны (что даст нам возможность получить искомый национальный “продукт”).

Затем, определяем те секторы экономики, на которых мы сосредотачиваем своё основное внимание и уже в них определяем именно те основные отрасли, которые и станут драйверами экономического роста.

Также определяем, что конкретно Государство сделает для этих отраслей и вместе с ними, чтобы они таковыми стали и достигли необходимого нам результата.

Определяем перечень рисков, которые могут повлиять на достижение цели и те компенсаторы, которые мы сможем задействовать если реализация Стратегии столкнётся с существенными сложностями.

Но, это моя логика!

Видимо у сегодняшних членов Правительства она несколько иная.

Перефразируя слова Маргарет Тэтчер - «политической свободы без экономической - не бывает»

Поэтому давайте попытаемся проанализировать Программу Правительства на примере Министерства экономики.

  • 1-м пунктом идёт цель (7.1), которая гласит, что «граждане Украины не теряют от запрета распоряжаться своим имуществом».

Согласитесь, изначально странно и непонятно изложено. Ведь запрет распоряжаться имуществом возникает исключительно только тогда, когда по решению суда на ваше имущество накладывают арест.

В показателе эффективности, который комментирует данную цель указано, что в результате ее реализации произойдёт уменьшение потерь от ограничений прав распоряжаться своей собственностью на 60%. То есть непонятный показатель приведёт к уменьшению непонятно чего на непонятное кол-во процентов и непонятно в сравнении с чем.

Но, если вчитаться в детальную расшифровку данной цели, изложенную далее, и  учесть активное обсуждение вопроса возможности продажи земель сельскохозяйственного назначения – всё встаёт на свои места. Речь идёт именно и в 1-ю очередь о продаже СХ-земли.

Но, почему же тогда не сказать об этом сразу, честно и открыто???... И почему не сказать, что продажа украинской земли в предлагаемом варианте если и приведёт к положительному результату, но в очень короткой перспективе. Но, это отдельная тема обсуждения…

  • 2-м пунктом указана цель (7.2), которая обещает нам как потребителям получение безопасных товаров и услуг.

Один из тех немногочисленных случаев в данной Программе, когда в показателях эффективности указаны именно оцифрованные конкретные показатели:

  1. уменьшение количества случаев пищевых отравлений и случаев токсикоинфекций до 30 на 1 млн. населения
  2. и уменьшение случаев ущерба потребителям от некачественных товаров и услуг до 50 на 1 млн. потребителей.

Но!, как именно это будет достигнуто учитывая разваленную структуру защиты прав потребителей, санэпидстанции и других профильных служб в нашей стране – по большей части непонятно.

И как уточнение!

Любая фраза в детализированном пояснении звучащая, например, как «Мы будем развивать системы безопасности и контроля качества продукции» говорит о том, что будет ДЕЙСТВИЕ, но не факт, что будет РЕЗУЛЬТАТ!

И при всём том, что именно в обеспечение данной цели действительно прописан ряд действительно необходимых для реализации задач – ощущение её целостности и реализуемости нет.

  • 3-м пунктом указана цель (7.3), что украинские трудящиеся имеют легальную работу и тратят меньше времени на поиск новой легальной работы.

В показателях эффективности указано, что снижение уровня безработицы происходит с 9,6% до 5%, а повышение занятости трудоспособного населения с 66% до 70%

А можно поинтересоваться за счёт чего, как??? За счёт увеличения кол-ва трудовых мигрантов в сопредельные государства куда наше Правительство отправляет их батрачить в надежде что-то получить от тех средств, которые они перечисляют своим семьям?..

Или за счёт того, что вновь реформированную Государственную службу занятости заменят частные кадровые агентства, которым государство обеспечит гарантированные заказы?..

Как эти кадровые агентства нам подобрали министров в прошлом правительстве мы уже видели, и их эффективность для Страны тоже. Деньги на ветер?!..

И ещё одно!

А почему ключевые показатели данной цели (как в принципе и многих других) указываются в процентах, а не в абсолютных единицах, пускай даже укрупнённых?..

Почему вообще в своей Программе Правительство повсеместно использует показатели эффективности именно в процентах и достаточно редко использует конкретные цифровые значения?..

А потому, что именно это позволит ему в последующем эффективно манипулировать с цифрами и создавать виртуальную реальность достижения собственных мега-достижений, которые народ Украины точно не почувствует.

  • Следующая цель (7.4) говорит нам о том, что граждане получают больше доходов от управления государственной собственностью в их интересах

В ключевых показателях опять указаны какие-то процентные значения, которые ни проверить, ни доказать. А теперь главное!

А что, у нас граждане страны являются получателями дивидендов от деятельности гос.предприятий?..

Если бы ваучерная приватизация была проведена честно и каждый из нас на какой-то пусть микроскопический процент был собственником какого-то из гос.предприятий мы бы действительно получали бы доходы. А так все доходы от их деятельности идут в бюджет, а там распределяются тем же правительством на своё усмотрение. Себе больше, народу меньше» Себе увеличение зарплат, народу уменьшение субсидий.

Скажете казуистика?.. Нет, скорее неприкрытая манипуляция со стороны Правительства, больше похожая на запудривание мозгов и банальную ложь. А цель проста – распродать оставшееся от СССР наследие в виде пока ещё не приватизированных предприятий, продать их очередным олигархам, а самим на этом посредничестве банально заработать.

  • Цель 7.5 гласит, что мы как граждане не переплачиваем за услуги и товары, приобретаемые в наших интересах государством?..

Скажите, кто-то в здравом рассудке вообще в это может поверить после всех коррупционных скандалов о завышенных ценах на всё и вся – от стентов для сосудов сердца до оружия и оборудования специального значения для военных?...

Завтра что?! все служащие, принимающие решение о закупках станут святыми, будут жить на одну зарплату и получат прививку от соблазна урвать и захапать?..

Или так называемая система ProZorro обеспечит нам необходимый результат за минимальные деньги?!.. Кто хоть раз с ней сталкивался, знает банальную истину –иформируя тендерное предложение можно сделать так, что выиграет конкурс тот, под кого это предложение и писалось. Соответственно – очередная декларация!

  • Цель под номером 7.6 обещает экспортёрам лучшие условия работы для украинских товаров и услуг на внешних рынках, и увеличение экспорта в 2 раза.

Надеюсь мы все помним?! о том, что главной составляющей нашей внешней торговли является экспорт сырья – зерновых и чёрных металлов.

Так что мы именно?! мы будем увеличивать в 2 раза – товары конечного потребления, услуги (которые и так в структуре экспорта ничтожно малы) или просто больше вырастим зерна и ещё больше его продадим за границу?..   

Тот кто формировал эту цель, он вообще осознает ?! принцип, что «своя рубашка ближе к телу» и что те с кем они хотят договариваться о либерализации для украинских экспортёров правил торговли с их странами заинтересованы в совершенно обратном – больше продавать своих товаров нам и защитить свой рынок от наших товаров.

Так как вы ребята собираетесь это делать?.. Что собираетесь предложить нашим торговым партнёрам?.. – именно тем, кто охотно покупает миллионы тонн нашего зерна и ну очень неохотно всего лишь тысячи тонн нашей муки. О продукте конечного потребления речь вообще не идёт.

Так что, всё что сказано в обоснование абсолютно правильной цели хорошо, но в таком варианте мало выполнимо.

  • Цель под номером 7.7 обещает нам защиту от злоупотреблений монополистов

В ключевых показателях почему-то указана индекс Герфиндаля-Гиршмана, который должен снизиться по прогнозам в 2 раза.

Скажите, а что это за показатель?..  А почему именно он, а не, например, «коэффициент концентрации»  (concentration rations)?...

Да вообще какая обществу разница какой вы там себе используете показатель если главным монополистом в стране является само государство устанавливающее, например, драконовские цены на услуги ЖКГ не спрашивая есть ли у людей возможность их оплачивать. При этом сокращая с 70 млрд.грн сумму на субсидии в прошлом году до 47 млрд. в следующем.

Соответственно – за уши притянутая цель, реализация которой никоим образом не повлияет на улучшение жизни конкретного человека.

  • Цель 7.8 обещает справедливое вознаграждение правообладателям прав интеллектуальной собственности.

Обещают увеличение оплаты роялти в 1.5-2 раза. А можно поинтересоваться, это от какого показателя в грн. на сегодняшний момент?..  И это в стране где каждый может зайти в и-нет и скачать практический любой фильм, музыку или необходимую информацию?...

Но, и это не главное.

Кааааак реализация данной цели повлияет на рост благосостояния граждан Украины в целом?..

А никак! Просто написали то, в чём хоть как-то разбираются или в чём есть собственный бизнес-интерес.

ИТОГО, краткий итог!

Программа Правительства в предложенном варианте:

  • скорее общий документ, содержащий декларации о намерениях, в котором нет конкретного взаимосвязанного и системного плана действий. Много фраз ни о чем!
  • документ с абсолютно непонятными и слабореалистичными механизмами реализации – уверенность в том, что всё то, что указано будет реализовано – абсолютно минимальна;
  • документ, в котором отсутствуют реальные контрольные цифры по результатам квартала, полугодия, года и т.д. чтобы общество могло оценить степень выполнения обещаний. Контрольные цифры в данном документе подменяются процентными значениями, которые сложно проверить!
  • документ, в котором в большей степени указаны благие намерения и желания, и полное отсутствие конкретики. Но одних желаний мало – необходимо чёткое осознание как именно ты это собираешься реализовать, и есть ли у тебя для этого качественные знания, практические навыки, и необходимые ресурсы! Соответственно, ожидать от декларации какой-то конкретики не стоит, а нет конкретики – нет критериев, нет результатов!

ПОСЛЕСЛОВИЕ:

  • получив согласование данной программы в ВРУ Правительство получит иммунитет на 12 месяцев и его нельзя будет отправить в отставку. При этом сама программа может и не выполняться в полном объёме, и за это ответственность не предусмотрена.
Загрузка...