Українські Національні Новини
інформаційне агентство
Дякуємо лікарям, які рятують країну!
Блоги: Діана Гранцева

ПОРЯДКУ БЫТЬ

Министерство развития общин и территорий опубликовало проект закона о реконструкции жилья.

Закон про комплексную реконструкцию микрорайонов устаревшего жилого фонда был принят еще 22.12.2006 года и подписан Президентом Ющенко. При этом, к большому сожалению, никаких заметных реализованных проектов по замене не просто устаревшего, а даже аварийного фонда за более чем 10 лет его существования не было реализовано.

На сегодня по разным оценкам около 80 процентов домов в Украине относятся к аварийным и устаревшим.
Новый Закон более адаптирован к современным реалиям; в нем учтены изменения в сфере жилищного законодательства, требования к энергоэффективности и инклюзивности. При этом из практики внедрения 417 Закона, мы видим, что в любом случае будут неучтенные нюансы, которые всплывут в процессе реализации, которые нужно будет учесть в дополнениях и изменениях к Закону.

В соответствии с общей логикой этого закона, большие полномочия (и это правильно) отдаются на уровень местной власти: вот где нужен будет контроль и пристальное внимание со стороны общественности и гражданских организаций.

Основные варианты решения проблемы: реконструкция, модернизация и полная замена аварийного фонда. Мы надеемся в дальнейшем увидеть критерии: в каких случаях будет проводиться модернизация дома; а когда полный снос и постройка нового).

И, конечно, основной вопрос: как Закон дальше будет имплементирован? По тому как по рынку ЖКХ на сегодня, к сожалению, мы видим что хороший закон плохо внедряется; нужные дополнения не вносятся, развитию рынка ЖКХ государство не уделяет нужного внимания.

Большой вопрос к необходимому количеству голосов. Из практики набрать 75% голосов, если это делать прозрачно, невероятно сложно. Также, в Законе говорится о принятии такого решения в домах, где создано ОСББ: а у нас, к примеру, в Киеве создано ОСББ всего в примерно 5% домов ( в целом по Украине схожая ситуация); что делать остальным 95% домов? Об этом в Законе ничего не сказано, и я считаю это большим пробелом.

Далее продолжая тему недочетов и рисков:

- основной риск: не прописана четко процедура проведения конкурса при выборе застройщика; понятно, что застройщику выгодно снести старый микрорайон в центре Киева, к примеру, состоящий из пяти 5 этажных домов и построить новый из десяти 10ти этажных. Так окупится стоимость «социальных» квартир и останется хорошая прибыль. При этом смущает, что вечный камень преткновения: инженерные системы и социальные объекты могут быть построены не за средства инвестора, а из местных бюджетов.

Давайте помнить, что нет никаких абстрактных «местных бюджетов» - это все наши деньги, нас как налогоплательщиков. Поэтому хотелось бы четко видеть в законе в каких случаях инженерно-транспортные и социальные объекты должны быть построены из наших бюджетов, а в каких за средства застройщика. Без этого дальше в практике - это будет поле для коррупции и махинаций; также в Законе говорится о возможных льготах для Застройщиков, но в очень размытой и не четкой формулировке.

Я считаю большим минусом, что решение о проведении реконструкции микрорайона принимает местный орган исполнительной власти без привлечения Общины и Жителей этого микрорайона. Изучая мировую best practices в вопросах муниципального управления - мы видим, что сегодня весь прогрессивный мир движется к совместному управлению власти и общественности; к сожалению, этого нет в законе.

А ведь жилье - это базовая потребность и ключевая сфера жизнедеятельности человека. И не местная власть, не застройщик, а Житель должен быть основным заказчиком и тем, кто выберет подходящий проект и исполнителя этого проекта.

Национальная Украинская Ассоциация Жилья готовит свои предложения к законодательной инициативе.
Больше на сайте: www.nuhpma.com

Загрузка...