Українські Національні Новини
інформаційне агентство
Дякуємо лікарям, які рятують країну!
Блоги: Максим Сундалов

Учиться ради гормонов счастья: как изменить обучение, чтобы мозг просился на урок

Главное препятствие во время обучения — недостаток мотивации. Получение знаний само по себе или даже хорошие оценки нас не очень стимулируют. Отчасти врагом учебной продуктивности выступает мозг: наша внутренняя «обезьянка» не понимает отложенной выгоды обучения. Если процесс не приносит удовольствия, эта часть мозга саботирует занятия.

Тим Урбан в своей знаменитой статье «Почему прокрастинаторы прокрастинируют» называет такое внутреннее сопротивление перед важными, но скучными задачами Обезьянкой Немедленного Удовольствия. Обезьяна стремится получить удовольствие любой ценой и жертвует будущими выгодами ради сиюминутных развлечений.

Не успеешь оглянуться, как маленький дезертир уводит нас на YouTube или читать рандомные статьи в «Википедии» ночью накануне дедлайна.

Источник изображения: блог waitbutwhy.com

Источник изображения: блог waitbutwhy.com

Хорошая новость: зная кое-что о работе мозга, мы можем правильно мотивировать себя учиться, получая удовольствие от процесса. Говоря в терминологии Тима — договориться с обезьянкой и подкидывать ей развлечения, чтобы вместе дойти до цели (например, выучить английский).

Представьте, какое количество навыков и знаний мы могли приобрести, если бы заходили в обучающие сервисы и на познавательные сайты так же часто, как в Facebook. Социальные сети придумали множество крючков, заставляющие проверять новости снова и снова. Этот паттерн поведения подкрепляется гормонами счастья, которые вырабатываются во время скроллинга ленты и в результате социального поглаживания лайками.

Используя эту особенность работы мозга, можно превратить обучение в привычку, приносящую ежедневную радость. Давайте разберем четыре химические ингредиента удовольствия и найдем способы получать их во время обучения.

Большая четверка: дофамин, окситоцин, серотонин, эндорфин

Исследования показывают, что геймификацированное обучение положительно влияет на мозг. Благодаря игровым элементам усиливаются мотивация и вовлеченность, улучшаются общее настроение и самочувствие. Мозг стремится повторить приятный опыт, а значит возвращается к обучению.

Другими словами, не обязательно бесконечно грызть гранит науки — креативный подход и собственная биология помогут расправиться с ним быстрее и в удовольствие. И мы в онлайн-школе EnglishDom разобрались, как вдохновлять наш мозг на большие победы.

Дофамин

Химическое соединение, которое выделяется, когда мы удивлены или предвкушаем что-то хорошее. Важно учесть, что это происходит именно в ожидании получения вознаграждения, а не после награды — вот эта секунда между тем, как вы выбираете ответ в тесте и получаете подтверждение своей правоты. Это радость надежды. 

К тому же, дофамин играет ключевую роль в создании обучающих ассоциаций. Он увеличивает скорость формирования новых нейронных связей, то есть буквально создает новые знания и опыт на уровне химии мозга. Когда вы долго пытались запомнить слово Remuneration («вознаграждение»), а тут вдруг легко употребили его в предложении, это значит, что вы создали новый нейронный путь.

Механизм получения во время онлайн-обучения

Новый опыт вызывает выработку дофамина. Поэтому в образовании так важно давать учащимся поле для открытий и исследований. Задача преподавателя дать возможность студентам совершать собственные ошибки и не критиковать их за это, а наоборот научить получать радость от экспериментов и опыта. Создать положительную атмосферу и хвалить за любой результат. Поэтому если вы хотите дофамина, занимайтесь только с теми преподавателями, с которыми вам комфортно, с которыми вы бы хотели общаться как с друзьями.

Чтобы запустить выработку «гормона счастья», включите процесс ожидания награды. Этому может служить формирование четкой цели и пути ее достижения, разбитой на маленькие реальные шаги. Как только вы определите главный ориентир в обучении и поймете, как планируете его достичь, вы испытаете чувство гордости и легкости за себя. Потому что цель перестанет быть заоблачной мечтой, а станет вполне осязаемой и досягаемой.

Окситоцин

Гормон, помогающий нам устанавливать эмоциональную связь с теми, кого мы встречаем или о ком слышим (например, с героями книг или фильмов). Было доказано, что окситоцин увеличивает доверие в группах и укрепляет привязанность.

Механизм получения во время онлайн-обучения

Для того, чтобы получить гормон доверия и привязанности, студенту необходимы хорошие отношения с преподавателями. В этом у EdTech-обучения есть преимущество перед классическим, потому что больше возможностей для индивидуального взаимодействия со студентом. Учителю не обязательно быть усредненно хорошим как в обычном классе на 30 человек — ему важно наладить контакт непосредственно с вами, услышать персональные интересы и запросы. 

Поэтому в нашей онлайн-школе, например, мы еще на вводном уроке спрашиваем человека, какого преподавателя он предпочитает — строгого или дружественного, энергичного или спокойного. Все это необходимо для создания благоприятной атмосферы и выработки подкрепляющих это гормонов.

Еще мы уделяем особое внимание заботе о студенте со стороны куратора. Живое человеческое отношение создает теплую эмоциональную связь с нашим сервисом и процессом обучения в принципе.

Окситоцин высвобождается, когда мы слышим интересное и эмоциональное повествование, и вызывает чувство доверия и сочувствия. В результате, когда мозг получает информацию, представленную в виде истории, он распознает ее как более достоверную. Это не вопрос предпочтений — это физиологический императив. Поэтому истории запоминаются лучше, чем разрозненные факты, а обучающие программы, наполненные историями, более эффективны в сравнении с отстраненной подачей материала.

Серотонин

Работает как регулятор настроения, на выработку которого влияет осознание собственной ценности. Мы чувствуем себя нужными и важными, когда получаем похвалу или достигая целей. Если люди ощущают себя недооцененными, уровень серотонина снижается.

Механизм получения во время онлайн-обучения

Обучающие системы могут наглядно фиксировать достижения студентов (даже если это интерактивные значки и медали). Высвобождение серотонина также может быть вызвано воспоминаниями о прошлом опыте, когда человек чувствовал себя желанным или важным. Полка с виртуальными трофеями в аккаунте напоминает пользователям о прошлых успехах и гордости, которую они испытывали, достигнув результата. 

Выражение благодарности за поддержку и помощь может быть реализована через кнопку «Спасибо» и «Нравится» или благодаря более сложным механизмам «кармы». Работа в командах дает возможность чувствовать себя значимыми, что, в свою очередь, снова увеличивает уровень серотонина. Например, во время занятий в разговорном клубе участники поддерживают друг друга и мотивируют получать новые знания.

Эндорифин

Самый популярный гормон, потому что он связан с радостью. Вызывает чувство эйфории и высвобождается, когда мы чего-то достигаем. Преодоление трудностей в процессе обучения может стимулировать выброс эндорфинов, делая студентов счастливее.

Механизм получения во время онлайн-обучения

Самый простой способ увеличить выброс эндорфина — создавать ситуации, в которых пользователи будут чувствовать, что они многое преодолели. Интересные задачи, для выполнения которых действительно требуются навыки и усилия, — вот источник эндорфинов. Согласитесь, когда мы чувствуем, что усердно поработали, то ощущаем очень приятную усталость и довольны собой. Поэтому промежуточные тесты — это не только источник волнения, но еще и эндорфинов во время получения хороших результатов.

Пошевелим мозгами: стимуляция во время обучения

Этот гормональный коктейль с четырьмя главными составляющими замешивается в нашей голове каждый раз, когда мы испытываем удовольствие. На физиологическом уровне организму не важно, что его вызывает: вечер в кругу друзей, поход на классное кино, танцы до упада, влюбленность или получение новых знаний — мозгу главное свой коктейль получить. А вот как его добыть, это выбор каждого.

Но эта же информация поможет создать инструкцию для превращения сложного процесса в приятный. Главное найти рычаги для выработки этих гормонов. Мозг получит желаемое состояние и заставит вас возвращаться к этим действиям снова и снова. Потому что ему будет в кайф — учиться в кайф.

Казалось бы, если все так просто, то почему все вокруг не знают по пять языков? Тяжело перекроить химию мозга, натренированную годами на получение любимого гормонального коктейля из «легких» удовольствий. Формулировки из серии «грызть гранит науки» не вызывают бурной радости — только грустное ожидание тяжелого труда.

Поэтому вместо того, чтобы действовать через силу и пытаться вбить в себя знания, потому что надо, можно хакнуть систему. Построить обучение так, чтобы на него хотелось выделять время, чтобы это было радостным и приятным опытом.

Задача современного обучения — помочь в формировании этих привычек. Дистанционные уроки в комфортной домашней обстановке без необходимости стоять в пробках. Развлекательные форматы подачи информации, завязанные на играх и поощрениях. Выбор тем, максимально близких учащемуся, а не абстрактная программа, подходящая под общий запрос средней аудитории.

Все эти инструменты помогут людям по-новому посмотреть на обучение как на приятный развивающий процесс, а не тяжелое бремя. Фановость процесса поможет быстрее и легче перестроить химию, а следовательно и сформировать новые привычки, чтобы с удовольствием достигать новых ученических высот.

 

Загрузка...