четверг, 30 марта 2017 02:12
Эксклюзив: Общество

Достижения Украины в молекулярной биологии и генетике за 25 лет независимости

КИЕВ. 24 августа. УНН. В своем спецпроекте ко Дню независимости УНН подводит итоги вместе с ведущими учеными Национальной академии наук и рассказывает, чего достигла украинская наука за 25 лет. На этот раз о своих достижениях в эксклюзивном интервью УНН рассказывали специалисты Института молекулярной биологии и генетики НАН Украины.

Биосенсоры

"Биосенсоры благодаря своей чувствительности помогают быстро выявить различные вещества. Они могут применяться практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Например, для медицинской диагностики - для выявления уровня глюкозы, мочевины, креатинина в крови. Для экологии - при определении уровня пестицидов и тяжелых металлов в сточных водах, сельскохозяйственных продуктах. В пищевой промышленности для выявления различных субстратов и веществ в виноделии. К сожалению, в своих исследованиях мы не имеем средств даже на химические реактивы, потому что они довольно дорогостоящие - 3 тысяч евро за комплект ферментов. Поэтому реактивами нас снабжают литовские коллеги ", - рассказал доктор биологических наук Сергей Дзядевич.

Онкомаркеры

"За годы независимости мы разработали много подходов к изучению основных видов рака, таких как поиск генов-супрессоров роста опухолей (онкомаркеры). Мы могли бы использовать онкомаркеры, генную терапию, Тард-терапию хоть сегодня. Однако мы не можем даже получить лицензии для внедрения наших технологий. У нас есть наработки на мировом уровне. Однако мы не можем пустить их в производство, потому что нет государственной поддержки. Кроме того, у нас есть проблема с оттоком молодых ученых с территории Украины. Нам просто некому передавать свои наработки ", - отметил заведующий отделом молекулярной генетики Владимир Кашуба.

Система синтеза белков (разработка лекарств против туберкулеза)

"Мы используем наработки в сфере синтеза белков в том числе и для разработки новых антибиотиков. Мы нашли несколько очень серьезных соединений против туберкулеза, которые в перспективе могут быть лекарством. Они очень хорошо работают против тех бактерий, которые выработали устойчивость ", - рассказал заместитель директора Института молекулярной биологии и генетики НАН Украины Михаил Тукало.

Диагностика наследственных заболеваний

"Хотя наследственных болезней мало, мы занимаемся их диагностикой на самых ранних этапах. Например, молодая семья при планировании детей переживает из-за того, какие наследственные заболевания может иметь будущий ребенок. Благодаря нашим наработкам, такую ​​диагностику можно сделать еще до рождения ребенка ", - рассказал М.Тукало.

Наука и государство

"За 25 лет в целом наука в Украине больше умирала, чем  развивалась. Но благодаря тому, что Институт молекулярной биологии еще до революции достоинства наладил хорошую международное сотрудничество с европейскими, американскими лабораториями, мы не исчезли. Сейчас в Академии наук идет стремительное сокращение работников, а те, что остались, имеют в среднем зарплату 1,5 тыс. грн. Когда зарплата ученого должна составлять не менее тысячи долларов. Поэтому в украинской науке работают только энтузиасты ", - отметил М.Тукало.

Справка: За время существования в Институте молекулярной биологии и генетики НАН Украины зарегистрировано 2 научных открытия, получено 250 авторских свидетельств и патентов Украины. Учеными института опубликовано более 5000 научных статей, из них более 1200 - в уважаемых зарубежных журналах. При институте около 40 лет плодотворно работает специализированный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальностям: молекулярная биология, молекулярная генетика, биотехнология. Ученые института сотрудничают с 80 научными организациями дальнего зарубежья и со многими организациями стран СНГ и Украины.

SELECTORNEWS - покупка, обмен и продажа трафика