Украинские Национальные Новости
информационное агентство
Спасибо врачам, спасающим страну!
Публикации: Политика
166365

Сергей Кивалов: «Введение чрезвычайного положения – крайняя мера»

Сергей Кивалов: «Введение чрезвычайного положения – крайняя мера»

С каждым днём в стране всё больше обсуждается возможность введения Чрезвычайного Положения (ЧП). Что это значит для государства? Какие правила действуют, какие ограничения при этом будут введены для простых граждан и для органов государственной власти? Какой предусмотрен механизм введения ЧП и к каким последствиям может привести?

 

С этими, и другими, вопросами УНН обратились к Председателю Комитета Верховной Рады по вопросам верховенства права и правосудия Сергею Кивалову.

- Сергей Васильевич, насколько реально введение Чрезвычайного Положения в Украине в ближайшее время?

- Очень хочется Вам ответить, что этого не произойдёт. Ещё неделю назад я считал, что это невозможно. Увы, сегодня я в этом не уверен. Подпадают ли происходящие сегодня в Киеве события под те законодательно определенные случаи, когда может быть введено чрезвычайное положение? Думаю, ответ очевиден. Теоретически. А практически, с точки зрения жесткой буквы закона, всё это – а особенно силовой захват помещений, где находятся органы государственной власти, в частности – помещения ОДА и министерств, - подпадает под действие закона "О правовом режиме чрезвычайного положения". Это вопрос очень, я повторяю, очень серьезный.

- А что конкретно должно происходить, чтобы власть могла ввести ЧП? Что предусмотрено законом?

- Вкратце, это возникновение массовых беспорядков, сопровождающихся насилием над гражданами, ограничивающие их права и свободы, блокирование или захват отдельных особо важных объектов или местностей, которое угрожает безопасности граждан и нарушает нормальную деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления. Этого у нас, как мы все видим, сейчас хватает в избытке. Это попытки захвата государственной власти или изменения конституционного строя Украины путем насилия. Комментировать этот пункт так же нет необходимости. Мы как раз и наблюдаем попытку захвата власти, попытку государственного переворота. Причем, хорошо подготовленного. Так же поводом для введения ЧП является необходимость восстановления конституционного правопорядка и деятельности органов государственной власти.

- А на какой период можно ввести ЧП?

- Закон определяет, что Чрезвычайное положение в Украине может быть введено на срок не более 30 суток. И не более 60 суток в отдельных ее местностях. Однако, в случае необходимости, ЧП может быть продлено Президентом Украины. Но не более чем ещё на 30 суток. Для этого Президент издаёт соответствующий Указ. И его обязательно должна поддержать Верховная Рада. Только в этом случае он вступает в силу.

- А как вводится ЧП?

- Указом Президента, поддержанным парламентом. Я хочу особо подчеркнуть, что Президент не может единолично принимать решение о введении режима ЧП. Полномочия Верховной Рады касательно утверждения Указа Президента о введении ЧП, предусмотрены Конституцией. Парламент должен в течение двух дней после обращения к нему Главы государства, поддержать его на пленарном заседании. Ну, или не поддержать. Детали, процедура более предметно и подробно урегулирована в законе «Про Регламент Верховной Рады Украины».

- Ну, этот вопрос, наверное, можно, при желании, «заволокитить». Пока его рассмотрят в профильном Комитете, пока вынесут в зал для голосования… А какой, кстати, тут профильный Комитет?

- Всё не так. Тут есть принципиальные процедурные моменты, распространяющиеся только на ситуацию о рассмотрении вопроса введения ЧП. Видимо, надо объяснить более подробно, раз возникают такие вопросы. Я акцентирую внимание на том, что вопрос об утверждении Указа рассматривается Верховной Радой без голосования о включении их в повестку дня сессии, расписания пленарных заседаний сессии, недельную повестку дня пленарных заседаний Верховной Рады. Такой вопрос может вноситься на рассмотрение Верховной Рады без предварительной подготовки в Комитетах. Проект закона об утверждении соответствующего Указа Президента рассматривается по процедуре первого чтения и принятия закона в целом. То есть большинством от конституционного состава – 226 голосами. Кстати, Верховная Рада может поддержать Указ полностью. А может и частично, с рекомендациями или оговорками. Может, естественно, и отклонить проект. Но если Верховная Рада утвердила соответствующий Указ, то он вступает в силу сразу же после его утверждения Верховной Радой. При этом он немедленно оглашается через СМИ или обнародуется другим способом.

- А если ВР не поддерживает Указ?

- Указ, естественно, не вступает в силу и ЧП не вводится. В любом случае, каким бы ни было решение, спикер немедленно уведомляет Президента о решении парламента и делает сообщение через средства массовой информации. К слову, такая же процедура предусмотрена и для утверждения указов о введении военного положения в Украине, о всеобщей или частичной мобилизации, об объявлении отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической ситуации. В случае введения военного или чрезвычайного положения, Верховная Рада собирается на внеочередную сессию не позднее чем в двухдневный срок без созыва и работает всё время, до отмены военного или чрезвычайного положения. Не зависимо от того, вводится ЧП во время работы ВРУ в сессионном режиме или в межсессионный период.


- Так Президент может опубликовать Указ на своём сайте, на следующий день или даже в этот же день, предположим, ВР его поддержит, и ЧП будет сразу введено? Так?

- До введения чрезвычайного положения Президент обращается через средства массовой информации или иным доступным способом к группам лиц, организаций, учреждений, являющихся инициаторами или участниками действий, которые и были поводом для введения ЧП. Президент требует прекратить противоправные действия в течение установленного в обращении срока. Это и является предупреждением о возможности введения ЧП. Однако, в условиях, требующих неотложных мер по спасению людей или недопущения их гибели, ЧП может быть введено и без предупреждения. Предложения по его введению Главе государства подает Совет национальной безопасности и обороны Украины. В некоторых случаях таким инициатором выступает Кабинет министров. Может быть и ВР Крыма, если речь идет о введении ЧП в АРК. Хочу отметить, что ЧП не обязательно должно действовать весь объявленный срок. Оно может быть отменено Указом Президента раньше, если обстоятельства, вызвавшие необходимость введения ЧП, были устранены. С предложением об отмене к Президенту обращается ВРУ, в некоторых случаях Кабмин и ВР АРК.

- А какие меры вступают в силу при введении ЧП?

- Серьёзные меры. Но, главное – это цель, ради которой вводится ЧП. Это - предотвращение беспорядков или преступлений, это охрана жизни и здоровья населения или защита прав и свобод людей. Что касается мер, то может быть установлен особый режим въезда и выезда, а также ограничена свободы передвижения по территории, где будет действовать ЧП. Будет ограничено движения транспорта, будет его досмотр. Охрана общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и народного хозяйства, при ЧП усиливается. Массовые мероприятия и забастовки запрещены. Может быть и принудительное отчуждение или изъятие имущества у юридических и физических лиц.


- Все говорят о том, что будет введён комендантский час. Это правда? И что это значит на практике? Какие еще могут быть меры?

- Да, так оно и есть. Комендантский час так же может быть введён. Он предусматривает запрет находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и удостоверений личности в установленные часы суток. Уполномоченные органы смогут проводить проверку документов, а в необходимых случаях - проводить личный досмотр, досмотр вещей, транспорта, багажа и грузов, служебных помещений и даже жилья граждан. Призывники и военнообязанные не могут во время действия ЧП менять место жительства без ведома соответствующего военного комиссариата. Продажа оружия, ядовитых и сильнодействующих химических веществ, а также алкогольных напитков и веществ, произведенных на спиртовой основе - запрещена или ограничена. На время у граждан может быть изъято зарегистрированное огнестрельное и холодное оружие и боеприпасы, а у предприятий, учреждений и организаций - учебной военной техники, взрывчатых, радиоактивных веществ и материалов, ядовитых и сильнодействующих химических веществ. Так же запрещено будет изготовления и распространения информационных материалов, которые могут дестабилизировать обстановку. Может коснуться ЧП и работы СМИ. Работа теле- и радиокомпаний будет регулироваться с тем, чтобы СМИ не способствовали дестабилизации. Могут быть и вовсе запрещены любительские радиопередающие средства. Условия пользования связью и интернетом так же могут быть изменены. Запрет может распространяться на деятельность политических партий, общественных организаций. Все меры принимаются в интересах национальной безопасности и общественного порядка. Тем более, если речь идёт о здоровье людей и сохранении их жизней, о защите их прав и свобод. Пусть даже путём введения крайних мер.

Как видим, всё более чем серьёзно. Не хотелось бы, чтобы из-за экстремистов, специально внедрённых в ряды мирных митингующих, страна оказалась бы в таком ужасном положении, практически в полном информационном вакууме, отрезанной от мира и т.д.

- А если международная общественность будет против?

- Это не простой вопрос. Я уже сказал, что ЧП – это крайняя мера, когда все средства испробованы и безрезультативны. Но, если последний аргумент королей – это пушки, то у нас это, к счастью, ЧП. Замечу, что в случае введения ЧП, Украина должна будет выполнить ряд международных процедур. В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах, немедленно после введения ЧП, надо сообщить через Генерального секретаря ООН, об ограничении прав и свобод человека и гражданина, что является отклонением от обязательств по Международному пакту. Так же надо будет уточнить границы этих отклонений и причины принятия такого решения. Хотя, для всего мира сегодня не секрет то, что происходит у нас. Я имею ввиду, что причины введения ЧП очевидны. Мировую общественность так же следует проинформировать о сроках действия ЧП.


- Но, ведь ограничивать права и свободы граждан – это не нормально!

- А захватывать министерства – это нормально? А звуки выстрелов, взрывов в мирной Украине, в 21-ом столетии, а погибшие и раненные – это нормально? Действия власти должны быть адекватными. Представьте аналогичную ситуацию в Вашингтоне… Комментарии, думаю, здесь лишние. Естественно, ограничение прав и свобод – это плохо. Хотя, если уже дошло до таких мер, то эти ограничения оправданы. Вспомним о целях, ради которых это делается. Да, это жёсткие и непопулярные меры. Но навести порядок в стране надо. Это задание, как говорится, на вчера.

- Так Вы считаете, что введение ЧП – это хорошо?

- Мы беседуем с Вами уже минут 20, а Вы меня переспрашиваете о том, на что я уже несколько раз ответил. Я сказал, что это крайняя мера, а не хорошая. Главное, чтобы это привело к тем результатам, к тем целям, ради которых и вводится ЧП. Я о них говорил в начале разговора. Если вследствие введения такой меры будет восстановлен мир, покой и порядок, то мера, сама по себе, скорее негативная, приведёт к позитивным результатам. Вывод очевиден.


- Говорят, что существует опасность того, что правительство может воспользоваться чрезвычайным положением и ввести безосновательные ограничения гражданских прав и свобод в целях нейтрализации своих политических оппонентов, переноса даты проведения очередных выборов или для удовлетворения других своих интересов, что было бы гораздо труднее осуществить при нормальных обстоятельствах. Прокомментируете?

- Теоретически такой возможности исключить нельзя ни в одном государстве. Но, мы же с Вами понимаем, что для нейтрализации политических оппонентов есть другие, более лёгкие и, главное, мирные технологии. Там взрывы предусмотрены только в информационном поле. И не будем забывать, что режим ЧП вводится на время. И нейтрализовать оппонентов на месяц или на два – смешно. Никакого эффекта от этого не будет. Может даже быть обратный эффект: рейтинг политических оппонентов вырастет. А мы политтехнологами к ним не нанимались. Власть сегодня совершенно не озабочена рейтингом своих политических оппонентов. Сегодня, поверьте, все думают о том, как навести порядок, вернуть в наши дома мир и спокойствие.

ЧП ведь предусмотрено не только нашим законодательством. Следует отметить, что для каждой страны мира присущи индивидуальные особенности этого режима. Это разные названия, условия введения, процедура введения и отмены, срок действия и т.д. Но, есть и много общего. Например, условием для введения чрезвычайного положения в США и Великобритании, осадного положения в Аргентине и Испании является угроза реальной опасности. Применяемые ограничения, как правило, похожи во многих государствах. Главным официальным международно - правовым документом, закрепляющим общие принципы режима ЧП, является Международный пакт "О гражданских и политических правах ".

Очень бы хотелось, чтобы оппозиция, которая несёт ответственность за все экстремистские происшествия, одумалась и отказалась от такой борьбы за власть и прекратила « в тёмную» использовать людей. Введение или неведение ЧП зависит сегодня только от них.

Источник: УНН
Подписывайтесь на канал новостей УНН в Telegram