Украинские Национальные Новости
информационное агентство
Осведомленность граждан объединяет страну
суббота, 17 ноября 2018 16:52
Загрузка...
Публикации: Политика
26700

Счетная палата выявила отсутствие контроля над достоверностью данных, которыми оперирует ГП "Прозорро"

Счетная палата выявила отсутствие контроля над достоверностью данных, которыми оперирует ГП "Прозорро"

Показатель "экономия средств", которым оперирует Минэкономразвития от внедрения "Prozzoro", является недостоверным.

КИЕВ. 11 сентября. УНН. В августе Счетная палата обнародовала довольно критический отчет по результатам аудита информационно-телекоммуникационной "Prozzoro". В документе говорилось, в частности, о том, что система не дает возможность получить информацию об объеме использованных государственных средств по процедурам публичных закупок. Кроме того, недостатки в ее функционировании создают угрозу экономической безопасности государства. Действительно ли новая система госзакупок оказалась настолько несовершенной и что следует сделать, чтобы хоть как-то исправить ситуацию, корреспондент УНН спросил у члена Счетной палаты Ирины Ивановой.

- Нам известно, что при анализе работы информационно-телекоммуникационной системы (далее - ITC) "Prozzoro" был обнаружен ряд пробелов ...

- Да, анализ государственных закупок показал ряд пробелов в системе "Prozzoro", которая сейчас функционирует в Украине.

Начнем с того, что в эксплуатацию система введена с нарушениями норм законодательства, регулирующих ее работу, в частности не создано комплексной системы защиты информации (далее - КСЗИ - ред.), и до сих пор не проведена аттестация и не получен соответствующий сертификат. Без аттестации КСЗИ "Prozzoro" не может пройти международную сертификацию стандартов ISO/IEC 27001 или ISO/IEC 27001. В свою очередь это является несоблюдением требования статьи 12 Закона Украины "О публичных закупках".

Электронные площадки, которые работают с ITC "Prozzoro", также не имеют подтвержденной КСЗИ. В свою очередь Министерство экономического развития и торговли Украины, вопреки Закону Украины "О публичных закупках", принимает решение об их предварительной авторизации. Все это означает, что решение о признании "Prozzoro" веб-порталом уполномоченного органа по вопросам закупок было принято бывшим министром экономического развития и торговли Абромавичусом с нарушением законодательства Украины. И насколько мне известно, до сих пор ситуация не изменилась.

В то же время есть и отдельные положительные сдвиги - ГП "Прозорро" сообщило Счетной палате о том, что они начали процедуру оформления на предприятии Системы управления информационной безопасностью и проведение сертификации на соответствие стандартам (ISO/IEC 27001 или ISO/IEC 27001 - ред.).

Еще один важный момент, который хочу подчеркнуть: учет использования средств государственного бюджета, местных бюджетов и государственных предприятий, учреждений и организаций отдельно не ведется.

Государственные статистические наблюдения в настоящее время не осуществляются. Следовательно, объем использованных средств и количество заключенных договоров заказчиками за счет средств госбюджета, местных бюджетов и государственных предприятий определить в количественных и стоимостных показателях официально невозможно. Ни Минэкономразвития, ни Государственная служба статистики не наделены полномочиями сбора информации о публичных закупках. "Prozorro" также не обеспечивает осуществления сбора соответствующей информации. Отсутствуют как норма в Законе Украины "О публичных закупках" по определению источников средств, в частности бюджетных, используемых заказчиками за процедурами публичных закупок.

Отсутствует контроль за достоверностью данных, которыми оперирует ГП "Прозорро" и Минэкономразвития. А информационно-аналитические ресурсы bi.prozorro.org и bipro.prozorro.org находятся в собственности общественной организации "Transparency International Ukraine".

Информацию, которая предоставляется с "Prozorro", нельзя считать достоверной, поскольку отсутствует контроль со стороны государственных институтов за ее сбором и формированием. Общественная организация также не имеет в наличии системы контроля за достоверностью информации. Поэтому, можно сделать вывод, что применять дальше ITC "Prozorro" для анализа и оценки эффективности и экономности сферы публичных закупок невозможно. Минэкономразвития при этом, в своем письме Счетной палате, отмечает, что статистические данные публичных закупок, предоставленные госпредприятием "Прозорро", могут отличаться от представленных в Отчете Минэкономразвития в связи с осуществлением анализа различных измерений и выборок закупок в 2017 году. Такой подход Минэкономразвития к достоверности данных подтверждает Выводы Счетной палаты.

- То есть, нельзя говорить о реальной экономии средств при проведении госзакупок после введения системы "Prozzoro"?

- Такой показатель - "экономия средств", которым оперирует Минэкономразвития от внедрения "Prozzoro", - является недостоверным. Он не соответствует реальному положению дел, поскольку в системе "Prozzoro" отсутствует электронный модуль и методология расчета такого показателя.

Объемы экономии бюджетных средств, которые указываются в официальных источниках, не имеют документального подтверждения. Один из основных показателей финансово-экономического измерения эффективности (экономия средств - ред.) не содержит расчета порядка его осуществления и оценочных критериев результата. Счетная палата считает, что при создании ITC не было обеспечено полного соблюдения государственных интересов для обеспечения эффективности осуществления публичных закупок.

- Информационные системы, которые вводились с началом реформ в последние годы, довольно часто давали сбой. Вспомним только систему для э-декларирования, а еще кибератаки... Система госзакупок защищена?

- Нам не были представлены документы, которые бы регламентировали процессы резервирования и восстановления данных в ITC "Prozorro", в том числе после возможных чрезвычайных событий, что может привести к недоступности системы и задержке процесса публичных закупок на длительное время, а это может иметь особо критические последствия в конце бюджетного года.

Хочу сказать, что проверка выявила ряд пробелов, которые показывают, что со стороны Минэкономразвития как уполномоченного органа в сфере публичных закупок было сделано недостаточно, чтобы эта система была эффективной в полной мере для государства и действительно выгодной для бюджета.

- Конечно, новая идея проведения государственных закупок и контроля за ними предусматривает прозрачность. Собственно, и название ІТС соответствующая, но вы упомянули, что система кажется недостаточно защищенной от возможного внешнего воздействия... Это все не создает условий, при которых под угрозой окажется экономическая безопасность государства?

- Я бы сказала, что возникает вызов обеспечению национальной безопасности, в первую очередь информационной и экономической безопасности государства.

Одной из причин неспособности ГП "Прозорро" осуществить построение КСЗИ на "Prozzoro" и провести ее аттестацию является функционирование программного обеспечения на платформе Amazon Web Services (далее - AWS - ред.), которая находится за пределами Украины, (в США - ред.) по крайней мере, это подтверждено документами в 2017 году.

Платформа облачных сервисов предоставляет вычислительные мощности, доступ к хранилищам, базам данных, услуги доставки контента и другие функциональные возможности и является достаточно известной в мире. В то же время, на момент проведения контрольного мероприятия не было заключено договоров по сервисному обслуживанию между коммерческой компанией AWS и ГП "Прозорро". Это может создать условия, при которых информационный ресурс, который хранится на этой платформе, может быть использован в интересах третьей стороны. С другой стороны, могут возникнуть любые непредвиденные события, и этот ресурс долгое время не будет доступен для заказчиков, или любой государственной институции. А это - реальные риски для государственных интересов, а системы защиты, которая могла бы оперативно реагировать на такие риски, пока не создана.

- Понятно, что с технической точки зрения есть проблемы. А как в целом функционирует система? Сколько сейчас в системе "Prozzoro" функционирует электронных площадок?

- В течение 2016-2017 годов авторизовано 27 электронных площадок, из которых в 2017 году 3 отключены. По состоянию на 31.12.2017 функционировало 24 аккредитованных электронных площадки.

Анализ показал, что лишь 6 электронных площадок, которые фактически осуществляют деятельность в этой сфере, участвовали в пилотном проекте электронной системы закупок "Общественная организация Transparency International Ukraine" и предоставляли средства на ее разработку.

Аудиторами Счетной палаты ориентировочно рассчитана возможная прибыль операторов электронных площадок: в среднем субъекты хозяйствования - администраторы электронных площадок, которые принимали участие в электронных закупках, должны были получать от участников электронных торгов в 2017 году более 473 269,83 тыс. грн.

Кроме того, операторы электронных площадок получают средства за предоставление дополнительных услуг пользователям, которые касаются электронных торговых процедур, но не входят в базовый пакет услуг оператора.

Стоимость таких услуг определяется по договоренности между оператором и пользователем лично, что остается вне контроля органов государственной власти. Учитывая указанные факты, установленные в ходе контрольного мероприятия, рынок в сфере предоставления услуг с обеспечением функционирования электронной системы закупок ITC "Prozzoro" имеет признаки монополизированного.

- Вы обращались в Антимонопольный комитет?

- Да, мы предложили Антимонопольному комитету провести проверку возможной монополизации рынка электронных площадок в сфере публичных закупок.

- А эти электронные площадки авторизует Минэкономразвития?

- Нет, хотя должно Минэкономразвития как орган, уполномоченный в сфере государственных закупок. При анализе нормативно-правового регулирования сферы публичных закупок мы обнаружили ряд правовых пробелов. Речь идет о постановлении Кабмина от 24.06.2016 № 166, которым определен Порядок функционирования электронной системы закупок и проведения авторизации электронных площадок.

Вопреки Закону Украины "О публичных закупках" введен механизм, по которому авторизацию (тестирование) электронных площадок осуществляет не уполномоченный орган, а администратор. Упомянутым подзаконным актом запущено работу отдельного органа - постоянно действующей комиссии, которая образуется уполномоченным органом для обеспечения осуществления авторизации электронных площадок, принятия решений, которые носят рекомендательный характер по их подключению/отключению к электронной системе закупок, устранению технических сбоев в электронной системе закупок. А это не соответствует Закону Украины "О публичных закупках".

Определено, что плата взимается администратором с оператора авторизованной электронной площадки на обеспечение функционирования и развитие веб-портала уполномоченного органа за подачу тендерного предложения и/или предложения участника процедуры закупки участником, которая была раскрыта электронной системой закупок. Такая плата засчитывается не в госбюджет как плата за выполнение функций Минэкономразвития, а администратору.

- То есть, здесь речь идет уже не о возможной "экономии средств", а о прямых потерях государственного бюджета?

- Речь идет о том, что в результате незаконного решения бюджет государства ежегодно не получает дополнительных доходов. Так, Счетная палата установила, что за 2017 год ГП "Прозорро" получены средства за плату, установленную Порядком № 166, в размере почти 65 млн грн, то есть в 2017 году Государственный бюджет Украины недополучил 65 млн грн доходов. Для урегулирования вопроса обеспечения функционирования ITC "Prozzoro" в соответствии с законодательством Украины целесообразно передать ее от ГП "Прозорро" в управление уполномоченного органа в сфере публичных закупок (Минэкономразвития). Это урегулирует вопрос расходования бюджетных средств на содержание "Prozzoro" и создаст благоприятные условия для увеличения поступлений средств в бюджет страны.

При этом возникла бы реальная возможность, без выделения дополнительных бюджетных средств, создать, например, государственную электронную площадку, которая смогла бы аккумулировать ресурсы для наполнения бюджета с одной стороны, а с другой - смогла бы разрушить потенциальные монопольные схемы коммерческих электронных площадок.

- Планируется ли проверка ГП "Прозорро"?

- Да, Счетная палата начала в сентябре проведение аудита эффективности использования и распоряжения имуществом государственного предприятия "Прозорро", что имеет финансовые последствия для государственного бюджета. Ожидаю, что во время проверки аудиторы смогут дополнительно изучить, проанализировать и дать оценку состоянию дел на государственном предприятии по использованию ITC "Prozzoro".

Источник: УНН
Подписывайтесь на паблик-чат УНН в Viber и канал новостей в Telegram
Загрузка...
Погода, Новости, загрузка...
загрузка...