Украинские Национальные Новости
информационное агентство
Спасибо врачам, спасающим страну!
Публикации: Политика
80085

Манипуляции в госбюджете и катастрофа на таможне: интервью с председателем профильного комитета ВР Даниилом Гетманцевым

Манипуляции в госбюджете и катастрофа на таможне: интервью с председателем профильного комитета ВР Даниилом Гетманцевым

Даниил Гетманцев

Проект бюджета на следующий год имеет один плюс - своевременность

КИЕВ. 28 сентября. УНН. В системе налогового законодательства надо реформировать три направления, в частности, налогообложение доходов физических и юридических лиц. Председатель комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев, несмотря на митинги ФЛП считает, что спустя несколько лет они поблагодарят за введение РРО. Он доволен работой налоговой и считает катастрофой работу таможенной службы. О манипуляции в госбюджете и пакете экономических законов он подробнее рассказал в интервью УНН.

- Несколько дней под стенами Рады ФЛП устраивали митинги, призывая власти поддержать малый и средний бизнес. Как будет реагировать ВР и комитет в частности?

Они выступают против двух законов, которые мы приняли осенью прошлого года. Организаторы митингов не хотят, чтобы государство обязывало их вести учет расчетов через регистраторы расчетных операций (РРО). Этой истории уже несколько лет. Сильный и самый любимый аргумент не введения РРО - отсутствие денег на покупку РРО, мы преодолели специальным бесплатным программным обеспечением, которое можно скачать с сайта государственной налоговой службы на свой смартфон. Программа уже достаточно успешно действует. С августа сгенерировано более 20 млн е-чеков. Таким образом, ни одного контраргумента нет, кроме общих фраз о том, что «государство в лице Гетманцева уничтожает бизнес».

Мы должны дать людям такой цивилизованный рынок, который есть за рубежом. Если ты хочешь жить в Европе, пожалуйста, используй РРО. Кстати, мы делали социологический опрос - более половины людей поддерживают введение РРО. Бизнес (подчеркиваю серый бизнес, белый - категорически поддерживает нововведения) не хочет РРО, потому что им удобнее работать в тени. Есть огромные торговые сети и интернет магазины с миллиардными оборотами, которые работают на ФОПах (ФЛП)! Мы понимаем, что этот бой с тенью - условие цивилизованности общества.

А противодействие введению РРО мне напоминает борьбу за «право на тень», право уклоняться от налогообложения, право не выдавать чек. Такого права нет у предпринимателя! И это понимают все, и власть и оппозиция. При этом вопрос ФЛП расшатывается под выборы некоторыми политическими силами. Я знаю, что, безусловно, всем ФОПам (ФЛП) хотелось бы, чтобы эта норма не вводилась. Но я убежден в том, что через 2-3 года, когда эта норма будет введена и заработает, сам ФЛП будет благодарен, что мы это сделали.

- Я как раз хотела подвести вас к срокам. Закон вступит в силу, будет определенное время на его реализацию. По вашему мнению, сколько времени нужно, чтобы люди привыкли, что бизнес в Украине ведется не в тени?

У нас с вами традиция уклонения от налогообложения достигает тысячелетий. У нас государство никогда не было нашим инструментом, оно нам не принадлежит. Мы воспринимаем государство как отца, который иногда бьет, иногда пьет, а иногда нас кормит. И мы его очень искренне за все это ненавидим, это тоже в нашей культуре. А обмануть того, кто ты ненавидишь - это же святое дело. Поэтому, мы, когда сидим с вами за рюмкой чая, и вы говорите, что не оплатили налог, я говорю: "Класс, вот это молодец!". У нас уклонение от налогообложения вызывает восхищение у друзей, а не возмущение. Я оплатил, а ты не оплатил, я дурак, а ты очень сообразительный, ведь обманул государство.

Такое мировосприятие характерно для незрелых обществ. Это путь в никуда ... Когда психология изменится, я не знаю. Наверное, наше поколение должно уйти и прийти уже следующее, чтобы психология была другой.

- На четвертую сессию ВР анонсировали пакет экономических законов. Над чем сейчас работают в комитете? Если есть важные законы, их будут рассматривать уже после выборов?

Я считаю, что у нас в системе налогового законодательства (именно законодательства, а не правоприменения) не так много проблем. Есть три направления, которые надо действительно реформировать, системно менять. Это налогообложение доходов физических и юридических лиц. Мы должны приблизить объект, то есть доход, к разнице между расходами и доходами, расширить случаи применения налоговой скидки, расширить институт декларирования и частично ввести налог на выведенный капитал. Моя личная мечта - это объединение единого социального взноса, военного сбора и НДФЛ (налог на доходы физических лиц) с одновременным уменьшением нагрузки на фонд оплаты труда.

Второе направление это реформирование ренты и экологического налога. Третье - это местные налоги. Если с налогами на землю у нас все более или менее нормально, то с налогами на недвижимое имущество у нас сейчас средневековье. Мы за квадратными метрами облагаем недвижимость. Надо делать как в развитых странах - облагают стоимость. Уже в Фонде госимущества есть соответствующая база. И надо поработать с разными местными сборами.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Раде ожидают законопроект Зеленского о налоговой амнистии: Гетманцев назвал его цели

- Ожидаются какие-то изменения по местным сборам в связи с ликвидацией и созданием новых районов? Ведь некоторые города теряют свой статус и переходят в ОТГ.

Ничего не изменится. Все наши новые ОТГ налогоспособные, это принципиальное условие для создания ОТГ.

- Давайте поговорим о бюджете на 2021 год. Вы уже заявили, что им недовольны и в принципе не бывает бюджета, который бы всех удовлетворил. Но возможно видите какие-то плюсы?

Смотрите, плюсы в том, что он является своевременным. Это значит, что у нас есть время его изменить. Плюс - повышение минимальной зарплаты (хотя сумму повышения надо подискутировать). Плюс - программы кредитования 5/7/9 и бюджетных гарантий малому и среднему бизнесу. Плюс - дороги. А минусы бюджета ... Бесспорно, они преобладают. Не знаю, в чем дело, возможно в неопытности руководства Минфина, возможно в том что бюджет готовился во время коронакризиса, но... Вот если говорить о доходах, то почему мы повышаем под елку налоги, какое мы имеем право? В прошлом году мы этого не сделали, почему мы в этом году пытаемся? Мы бизнесу обещали не повышать налоги под елку, а Кабмин пытается это сделать. Если мы говорим о расходах на медицину, меня удивляет попытка манипулировать.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Гетманцев: денег в бюджете на 2021 год не хватит для вакцинации всех украинцев от COVID-19

- Уточнение: манипулируют коронакризисом?

Нет. Отмечают, что на 57,4% увеличиваются расходы на медицину. Но для сравнения берется план 2020 года, а не факт 2020 года. А мы что, не увеличивали в течение года? Если сопоставить факт 2020 г. с тем, что они планируют на 2021 г, то там увеличение лишь на 0,1 от ВВП. У нас по закону должно быть 5% от ВВП. Министр здравоохранения вообще просил 6% от ВВП, а мы даем 4,2%. Это говорит о том, что мы с вами завалим медицинскую реформу следующего года.

Второе - это бедность. Мы повышаем прожиточный минимум лишь на 2% с учетом инфляции. Мы так с вами 50 лет будем повышать прожиточный минимум, чтобы довести его до фактического. Правительство должно дать нам стратегическое видение, что будет с бедностью, когда и как мы выйдем на то, что номинальный прожиточный минимум будет равен фактическому.

Третье, если мы говорим о расходах - это суды. На 5,5 млрд грн недофинансированные суды. Мы не даем деньги даже на то, что сейчас, не говоря о каких-то планах о судебной реформе.

Что касается поддержки промышленности, в бюджете заложены деньги на 100 пассажирских вагонов. Они важны, я не против, но если мы не будем иметь целевые программы поддержки конкретных отраслей промышленности, то мы с вами будем иметь сырьевую экономику. Кроме сырья, она ничем никому не будет интересна. В 2019 году 34% в экспорте мы имеем сырья, Польша 2%, Турция 5%. Если цена на зерно или руду падает - для нас это катастрофа. Если неурожай, а у нас в этом году неурожай, у нас очень серьезные проблемы. В такой экономике нет будущего!

Возвращаясь к доходам. Министр говорит, что на таможне скрывается 5-10 млрд грн в месяц. А где они в бюджете на следующий год? Почему при прогнозе роста импорта на 10,6% поступления импортного НДС растут только на 9,5%? Это что официальная декларация неспособности побороть контрабанду? Где поступления от легализованного нами с таким сопротивлением игорного бизнеса? Где доходы от легализации рынка алкоголя, янтаря?

Далее - дефицит 6%. Согласен со Шмыгалем, многие страны в это время увеличивают дефицит. Но здесь надо разобраться зачем нам надо его увеличивать. Если бы мы взяли этот дефицит и использовали на промышленность - вопросов нет, мы бы такое решение поддержали. Но если мы берем дефицит на проедание - это абсолютно деструктивно.

Теперь надо еще разобраться с источниками покрытия. И речь идет не только о дефиците, речь идет и о возвращении тела кредита, а также привлекаются кредитные деньги. Это огромные суммы. Львиную долю правительство планирует получить от ОВГЗ (облигации внутреннего государственного займа), то есть на внутреннем рынке. Чистая эмиссия ОВГЗ - 208 млрд грн. Где источник? Нерезиденты под бешеные проценты? НБУ за счет эмиссии? Цветочная фея? К тому же в условиях, когда у нас есть некоторая неопределенность с МВФ наша долговая политика и стоимость долга очень зависят от доверия инвесторов. А инвесторы будут доверять, если министр финансов договорится с МВФ о чем-то. Пока в одном интервью он говорит о том, что мы получим очередной транш до конца года, а в другом - через сутки, что только в 2021 году...

Подытожу, над бюджетом надо существенно работать. Правительство, к сожалению, перевело эту работу на ВР. И мы безусловно будем это делать. Совет будет дорабатывать, а затем поддерживать.

- Будете приглашать министра финансов на заседание комитета для обсуждения доработок?

Мы его уже приглашали, зачем его приглашать? На те вопросы, на которые мог, он ответил. Три часа общались, это было неприятное общение ни для нас, ни для него. Но неутешительные выводы мы сделали, думаем что делать дальше.

- Вы упомянули МВФ. Недавно ВР приняла постановление о назначении членов комиссии на занятие должностей в САП. ЕС и США выразили свое недовольство. Ставит ли это под угрозу получение Украиной кредита от МВФ?

Я не знаю, может это повлиять или нет. Но мне кажется, что есть решения, по которым наши партнеры должны чувствовать грань нашего суверенитета. Когда так откровенно и не аргументировано навязывают принятие того или иного решения, в том числе шантажируя безвизом, хочется наоборот принять обратное решение, чтобы этот предел подчеркнуть.

Я убежден в том, что ВРУ приняла абсолютно взвешенное решение в пределах своей компетенции. Мы приняли решение доверяя профильному комитету, который проводил собеседования с кандидатами, которых мы утвердили. Но мы со своей стороны учитывали то, что ни одного конкретного контраргумента по той или иной кандидатуре не было вообще. Такая жесткая критика она неуместна.

Я не думаю, что это повлияет на МВФ. Если у нас все будет прозрачно со структурными маяками, а с другой стороны мы будем вести переговоры на нормальном уровне, то все будет хорошо с МВФ.

- Хотела с вами также поговорить об отношениях с Беларусью. Украина не вмешивается в их политику, но если отношения между государствами ухудшатся, на какие секторы экономики это повлияет? Какие сделки мы с ними сможем легко разорвать, а что не сможем?

Я категорически против, чтобы мы разрывали отношения с Беларусью, а также любые сделки с соседом. Мы все должны сделать от себя зависящее, чтобы отношения с братской Беларусью укреплялись и расширялись. Я вообще не вижу Украины в этом политическом конфликте, который сегодня в Беларуси. Возможно там есть интересы России, ЕС, США, но точно нет интересов Украины. Интерес Украины на самом деле в одном - в стабильной, сильной и мирной Беларуси. И единственное, что мы можем для этого сделать - это не вмешиваться. Я не голосовал за постановление ВРУ (Постановление «О заявлении ВРУ о ситуации в Республике Беларусь» - ред.). 

- Напоследок у меня несколько коротких вопросов. Довольны ли вы новым руководством налоговой?

Сложный вопрос. Там есть и позитивы, и негативы в цифрах. Позитивов больше. Они перевыполняют планы. Но эти планы явно занижены. Однако, этот вопрос не к ним, а в Минфин. То, как они выполняют планы по НДС (налог на добавленную стоимость) и акцизам мне нравится. Цифры утешительные и вселяют надежду. Мне не нравится, как они выполняют план по спирту, я с председателем ГНС об этом говорил неоднократно, но почему-то пока позитива нет, будем работать.

В отношении руководителя налоговой, я скорее бы положительно оценил его работу, чем отрицательно. По команде есть определенные одиозные фамилии, я отрицательно их воспринял. Но если ему удается перевыполнять план год к году при уменьшении налоговой базы… Если ему это удается делать руками тех фамилий, которые мы оцениваем с определенными сомнениями, то слава Богу, пусть работают на государство, если они, возможно, изменили свое мировосприятие. С другой стороны, бизнес это знает, мы достаточно жестко в комитете реагируем на любые нарушения прав бизнеса и будем это делать в будущем.

- А как можете оценить работу таможенной службы?

Это катастрофа, это полный провал. Это ответственность министра, которую он подтвердил у нас на комитете. На сегодня это отягощается еще жалобами бизнеса. У нас полный комитет завален жалобами белого бизнеса. Люди не могут растаможиться, у них требуют дополнительные документы, которые они не должны предоставлять в соответствии с Таможенным кодексом. А рядом с этим через таможню проходят грузы вообще без оформления, машины декларируются, как пустые.

На самом деле с таможней у нас катастрофа, мы не можем в течение столь значительного времени решить этот вопрос. Я чувствую нашу общую ответственность. Но это не значит, что если в команде есть слабое звено, и нет результата, мы опустим руки. Поверьте, мы решим этот вопрос, как решаем и другие.

Источник: УНН
Подписывайтесь на канал новостей УНН в Telegram